123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12, подъезд 9, 28 этаж

Вступить в отделение

Станут ли российские офшоры островами стабильности

11.03.2019
Есть ли будущее у российских офшоров и подстегнет ли продление амнистии капиталов к переводу бизнеса из-за рубежа в специальные административные районы России, рассказал Денис Гудков (председатель комитета по специальным территориям развития бизнеса московской «Деловой России»).

Недавно Владимир Путин поделился планами о продлении действующей до 28 февраля 2019 года амнистии капиталов как минимум еще на один год. В первую очередь это коснется тех, кто перерегистрирует свой бизнес в специальных административных районах (САР), где действуют особые правовые условия для компаний, возвращающихся в российскую юрисдикцию. Сейчас в России действуют два САР — на острове Октябрьский в Калининграде (площадью около 10 кв. км) и на острове Русский во Владивостоке (100 кв. км).

До этого момента прямая связь между возможностью перерегистрации иностранных компаний в САР и амнистией капиталов отсутствовала. Более того, действующие в настоящий момент условия этой амнистии вообще не подразумевали обязательного перевода активов под российскую юрисдикцию. Такая инициатива прозвучала впервые 6 февраля. Таким образом, третий этап амнистии капиталов будет распространяться только на тех, кто готов пойти дальше требований первых двух этапов, то есть не только задекларировать, но и перевести в Россию зарубежные активы.

Зачем России и бизнесу нужны САР

Создание САР преследует несколько конкретных целей: деофшоризация, возврат капиталов, борьба с санкционным давлением и привлечение иностранных инвестиций. Именно поэтому на территории САР устанавливается особый налоговый режим и формируется привлекательная инвестиционная среда, в том числе для иностранных инвесторов.

Преимущества САР на примере Калининградской области

- На территории САР действуют смягченные нормы российского законодательства о валютном регулировании и контроле. Между нерезидентами РФ без открытия счета возможны переводы иностранной и российской валют без ограничений на территории РФ, а также с территории и на территорию РФ.
- Налоговые преференции и минимизация фискальной нагрузки на дивиденды, что особенно привлекательно для крупного бизнеса. Резидент САР получает нулевую процентную ставку на прибыль по доходам в виде дивидендов, а также на прибыль по доходам от реализации акций иностранных компаний, в том числе сниженную ставку в 5% на выплаченные дивиденды (налог на прибыль по доходам, полученным иностранными компаниями в виде дивидендов).
- Устанавливается ограниченный доступ к информации о международной компании, которая располагается на территории САР.
- На территории Калининградской области есть возможность комбинировать преференции режима САР с возможностями особой экономической зоны (ОЭЗ) и свободной таможенной зоны (СТЗ).
Президент считает, что предпосылки для вывода капитала российскими предпринимателями за рубеж возникли в первую очередь из-за изъянов отечественной юрисдикции. До недавнего времени она отпугивала даже российского инвестора, многие предприниматели боятся вкладывать средства, так как не доверяют государственной судебной системе. В этом случае САР — попытка создать более комфортную юрисдикцию, которая при правильной доработке позволит организовать защищенный и конкурентный порядок рассмотрения споров.

Проблемные зоны САР

Зарегистрированные на территории САР международные компании могут привлечь внимание государств, выступающих инициаторами санкционного давления на российский бизнес. Поэтому не исключено появление новых адресных санкций в отношении именно этих компаний. Скорее всего, интерес к САР будет прежде всего проявлять бизнес, уже попавший или рискующий попасть под санкционный удар, которому крайне важно оперативно получить защиту российской юрисдикции.

А вот о чем пока никто не говорит: законом о САР предусмотрен и обратный вариант смены юрисдикции. Компания, получившая статус международной, после некоторого нахождения в САР по согласованию с правительством РФ сможет инициировать переход в юрисдикцию другой страны. На данный момент подзаконные акты еще не сформированы, но, скорее всего, алгоритм смены юрисдикции будет таким:

- принятие внутреннего решения о редомициляции (смене юрисдикции компании) из РФ в страну, где имеется аналогичный режим;
- согласование с правительством РФ;
- подготовка и подача заключительной отчетности;
- подача заявления и исключение из реестра;
- процедура обмена информацией с принимающей страной.

САР — это уникальный инструмент, позволяющий бизнесу (без проведения трудозатратных реструктуризаций) перевести владение активами в Российскую Федерацию с сохранением как налоговых преимуществ, предоставляемых зарубежными юрисдикциями, так и возможности продолжать применение иностранного права во взаимоотношениях между акционерами. Бизнес же принимает на себя обязательство инвестировать на территории РФ в размере не менее 50 млн руб. в течение шести месяцев. Два важных момента: законодательство о САР и международных компаниях не ограничивает территорию вложения инвестиций лишь субъектами, где существуют САР, но поступления налоговых платежей осуществляется непосредственно в бюджеты двух регионов.

На данный момент на остров Октябрьский уже есть первые резиденты САР. По словам губернатора Калининградской области Антона Алиханова, с начала года (по состоянию на январь) еще девять компаний подали документы для перехода в российскую налоговую юрисдикцию. А это значит, что в текущем году от резидентов калининградского САР Россия получит инвестирование по меньшей мере на 450 млн руб.

Риски для тех, кто работает в тени

Существенным риском является то, что Россия присоединилась к ряду соглашений по обмену информацией с другими странами. На сегодняшний момент уже свыше 70 стран обменялись данными с российской Федеральной налоговой службой. В ближайшее время все станет явным, и тогда тех, кто не воспользовался амнистией капиталов, ждут штрафы за нарушение валютного законодательства. Такие штрафы могут получить все, кто использует незадекларированные иностранные счета и совершает незаконные валютные операции за рубежом (таковыми считаются все незадекларированные счета за рубежом).

Кроме того, законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за нераскрытие контролируемых иностранных компаний и неуплату налогов с их прибыли.

За второй этап амнистии, с 1 марта 2018-го до 28 февраля 2019 года, было репатриировано €10 млрд. Хотя второй этап амнистии в принципе не обязывает репатриировать деньги в Россию и эффект репатриации является побочным. Скорее всего, по факту предприниматели задекларировали и обелили свои капиталы без репатриации на намного большие суммы.

А третий этап амнистии — это либо перерегистрация своей компании в САР, либо репатриация денежных средств. Уже не получится просто задекларировать свои денежные средства и оставить их за границей. Но конечно, необходимо дальше наблюдать за процессом — возможно, это приведет в дальнейшем к амнистии имущества активов.

Возвращаясь к ключевым вопросам, скажу: я считаю, что, если должным образом соблюдать все условия, доработать сырые моменты, прислушаться к запросам бизнеса, у российских САР есть перспективы развития и третий этап амнистии может в этом серьезно помочь.

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5c763b449a79472e61bbd68f?from=newsfeed#_=_
Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в FB Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел