Деловая Россия: московское региональное отделение
Деловая Россия: московское региональное отделение
123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж

vk tg

Закон о таможенном регулировании — как инструкция к утюгу

Закон о таможенном регулировании — как инструкция к утюгу

Закон о таможенном регулировании — как инструкция к утюгу
https://deloros-msk.ru/govorit-moskva/zakon-o-tamozhennom-regulirovanii-kak-instruktsiya-k-utyugu/ Закон о таможенном регулировании — как инструкция к утюгу
По мнению члена московского регионального отделения «Деловой России» Виталия Сурвилло, трудиться над поправками в ТК ЕАЭС должны люди, непосредственно работающие с современными информационными технологиями

Сейчас Федеральный закон о таможенном регулировании — многостраничная инструкция, как пользоваться утюгом. Но никак не руководство к действию и не объяснение новых правил игры.

Ни смена курса руководства ФТС России, ни интенсивное обсуждение с бизнесом, ни ощущение, что вот-вот назреют реформы, не привели к тому, что какие-то реформы произошли. Обсуждение федерального закона, который будет вместо ФЗ-311 (действующий ФЗ «О таможенном регулировании» — прим. редакции), вообще сводится к непринципиальным вещам:

Например, за сколько дней вернутся деньги на авансовый счет. Или сколько нужно контрактов, чтобы обеспечить ввоз комплектующих в рамках одной сделки.

Мы опять чистим какие-то технические вопросы, а сама концепция таможенного администрирования не меняется. Самое главное — поскольку мы латаем ее по частям, то все время вылезают новые и новые проблемы.

И мы не решаем сути проблемы: таможенное законодательство — оно, с одной стороны, должно быть неотвратимым и выполнять все функции, которые ставятся перед ним. Но, с другой стороны, ни в коем случае не должно препятствовать развитию торговли и уж точно не заставлять людей отказываться от внешнеторговых сделок. А это происходит сплошь и рядом. Даже в области экспорта.

Сейчас Федеральный закон — многостраничная инструкция, как пользоваться утюгом. Но никак не руководство к действию и не объяснение новых правил игры. А мне кажется, мы дико отстаем с этими новыми правилами игры. В частности, в не таком далеком будущем будут перемещаться не товары, а какие-то концепции, схемы, чертежи, интеллектуальные права. К этому таможня вообще не готова.

Максимум что мы можем сделать — под давлением наших друзей из Минска уменьшить до 200 долларов беспошлинный порог международной торговли. Мы не успеваем и за трендами развития торговли.

О категорировании

Вопрос ускорения прохождения таможенных процедур согласно Таможенному кодексу и национальному законодательству связан с категорированием и выборочностью. Но я не уверен, что так правильно делать — давать льготы и не всегда контролировать предоставление этих льгот. Ведь уже столько историй произошло со злоупотреблением статусом уполномоченными экономическими операторами.

Путь решения проблемы ускорения за счет наделения кого-то льготами — неправильный. Если кому-то даются льготы, то все равно нужно контролировать.

В работе над Таможенным кодексом должны принимать участие айтишники

В следующий раз когда вы, Мукай Александрович (спикер обращается к министру таможенного сотрудничества ЕЭК Кадыркулову — прим. редакции), все-таки согласитесь возглавить работу над новым Таможенным кодексом, вам надо собрать не экспертов, а айтишников. Собрать людей, которые знают, какие существуют технологии — для того чтобы выполнить все задачи, стоящие перед таможенной службой.

Плюс нужно собрать специалистов по налоговой, бухгалтерской, коммерческой отчетности. Потому что, как мне кажется, с помощью документального контроля — в рамках синергии контрольных функций государственных органов и управленческой отчетности участников ВЭД — можно значительно легче отследить любые нарушения, чем когда гоняешься за самим товаром.

«Все всё понимают, но идут по инерции»

Решим ли мы с помощью нового Федерального закона проблемы серого и черного импорта? Я сомневаюсь! Решим ли мы вопросы системы управления рисками? 40 тысяч профилей, из которых 85% ценовые, — напоминают скорее тарифную сетку и не имеют отношения к системе управления рисками.

Решили ли мы вопрос постоянного роста издержек участников внешнеэкономической деятельности? Да не решили. Как было в портах накручивание на любой операции, так и продолжается.

Решили ли мы вопросы с мультимодальными перевозками, с тем, что у нас стагнация транзита? На ровном месте созданы проблемы, но никак не можем их решить.

Я уже и не говорю про существующую неадекватность и необоснованность системы оценки правонарушения. Понятно, наверное, проще каждый раз отрубать руку за любой случай воровства. Но эффективно ли это? Совершенно не уверен!

В ЕЭК наши единомышленники. Мы чувствуем, что и в ФТС наши единомышленники. Но получается, что все всё понимают… И идут по прежней инерции.

В качестве эпилога: если мы не хотим оставаться занзибарской таможней…

В работе над совершенствованием таможенного администрирования нужно не забывать самое главное: наша задача — не подчищать отдельные хвосты и не решать возникающие время от времени проблемы. Типа книжек МДП. Нужно приготовиться к тому, что если мы не хотим быть занзибарской таможней, то надо глобально оценить, какие вызовы и задачи перед нами стоят. И не бояться создать рабочую группу по подготовке изменений в Таможенный кодекс, учитывающих современные технологии и технический прогресс.

От редакции

Материал подготовлен на основе выступления советника президента «Деловой России» Виталия Сурвилло в рамках конференции «Таможня для бизнеса. Жизнь по новому Таможенному кодексу ЕАЭС», организованной Event-Агентством Событие.

Источник
Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел