Более половины всех собранных в России налогов уходят в федеральный бюджет, и только оставшиеся деньги регионы делят с муниципалитетами. И тенденция такова, что регионы, наоборот, лишаются собственных средств: в проект бюджета на 2019–2021 годы заложено сокращение доли топливных акцизов, поступающих в бюджеты субъектов. У них просто не будет средств для развития инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности.
Также российские чиновники регулярно заявляют, что создают условия для привлечения иностранных инвестиций в страну и улучшают инвестклимат для национального бизнеса.
Однако, по данным экспертов, инвесторы вне зависимости от их гражданства все неохотнее вкладываются в экономику России.
В III квартале 2018 года был зафиксирован сильнейший отток иностранных инвестиций в истории современной России — на $6 млрд. Иностранные коллеги, в частности, США и Китай стараются сократить сотрудничество с российскими бизнесменами.
Также Россия в 2018 году заняла 31 место в рейтинге «Doing Business», который отражает легкость ведения бизнеса в 190 странах мира. В то время как президент РФ Владимир Путин в майских указах от 2012 года требовал от правительства войти в 20 стран рейтинга.
Что касается отечественных инвестиций, то Федеральная антимонопольная служба еще в 2016 году признала, что в России сложился «государственно-монополистический капитализм» - экономика, где большая доля на рынке принадлежит государству. Спустя два года после публикации доклада ФАС ситуация только ухудшилась. Согласно результатам опросов Института Адезиса, проведённым в 2018 году, доля государства и госкомпаний в ВВП уже перевалила за 70%.
По словам экспертов, опрошенных «Новыми Известиями», часто препятствием для инвестиций в российские активы становятся различные несовершенства правового поля.
Он также отметил, что у госкомпаний нет определённого хозяина и, соответственно, долгосрочных интересов. Политика строится на том, чтобы успешно осуществить инвестиции (то есть госзакупки), чтобы решить какие-то свои конкретные корыстные интересы. Это отпугивает вкладчиков.
«Инвестиционный и деловой климат в стране, безусловно, необходимо улучшать. И в первую очередь, за счёт законодательной базы по налогам», - считает владелец группы компаний «ZENDEN» Андрей Павлов.
Беспокоит Павлова и то, что уже более двух лет не решен вопрос ограничения беспошлинной трансграничной торговли.
«Сейчас в обиходе есть такое понятие как «спецсубъект». То есть судиться с крупной госкомпанией или каким-то органом исполнительной власти абсолютно бесполезно. Пока положение дел не изменится, мы так и будем очень сильно проигрывать в эффективности», - отметил управляющий партнер и собственник Профессионального Юридического Центра «АЛИР» Александр Любосердов.
NewsNN.ru