Деловая Россия: московское региональное отделение
Деловая Россия: московское региональное отделение
123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж

vk tg

Москва не пускает ларьки на свои улицы

Москва не пускает ларьки на свои улицы

Москва не пускает ларьки на свои улицы
https://deloros-msk.ru/publikatsii/moskva-ne-puskaet-larki-na-svoi-ulitsy/ Москва не пускает ларьки на свои улицы

На московские улицы не вернут ларьки и киоски: законопроект Минпромторга о создании новых торговых точек в российских городах обойдет столицу стороной, заверили в мэрии. Развитие нестационарной торговли, как считают в правительстве, может дать четверть миллиона рабочих мест и впустить на рынок новых малых производителей. Но Москва уже навела порядок на улицах, и городские власти не готовы вновь разрешать строить ларьки. Но достаточно ли их в городе? И как на эту ситуацию смотрят бывшие владельцы самостроя? Разбирался Иван Корякин.

Мэрия, казалось бы, обнадежила: киоски и ларьки, которые стали одним из символов девяностых, на улицы не вернутся. По крайней мере, в Москве, потому законопроект Минпромторга, который намерен простимулировать небольших продавцов, федеральный. Столичные власти заявляют, что в городе и так есть 9 тыс. торговых точек малого формата.

Хватает ли этого продавцам? Многие из тех, кто торговал до «ночи длинных ковшей» не смогли найти себе место, а работать в торговых центрах им неудобно, — там предлагают слишком большие площади, говорит руководитель комиссии «Опоры России» по малоформатной торговле Владлен Максимов: «Торговые объекты открыть сложно. Можно "встать" в торговый центр, но если я хочу торговать колбасой, мне нужно 25 м на улице, на "красных линиях", витрины с отдельным входом. Таких мест нет. В ТЦ мне предложат площадку в 150 м на четвертом этаже».

«Коммерсантъ FM» поговорил с владельцами снесенных строений. Одно из таких принадлежало компании Эдуарда Гуляна. Главная претензия бизнесмена — грубость рабочих: люди с ломами приходили без предупреждения. Но, по словам господина Гуляна, цель была не ударить по малому бизнесу, а разобраться с хозяевами, которые получили помещения в девяностых по сомнительным схемам. Сейчас Эдуард Гулян возглавляет комитет «Деловой России» по имущественным отношениям и с политикой мэрии в целом согласен — существующие киоски красивые, и их вполне достаточно: «Город поступил достаточно мудро: появились модули, те же павильоны, они есть, есть предприниматели, на которых, в принципе, эти новшества не повлияли.

Будем честными, они спокойно переместились в стационарные помещения или хотя бы в те же павильоны, которые уже город начал размещать по специальным схемам».

Но не все истории бывших собственников снесенных помещений одинаковы. Многие москвичи помнят павильон на «Сухаревской», который был надстроен прямо над выходом из метро. Его так и называли — «Купол». За три года его бывшая хозяйка Гульнара Юсупова так и не нашла новую торговую точку и до сих пор судится с властями, намереваясь дойти до ЕСПЧ. К мэрии у нее много вопросов, например, почему официальный киоск от властей стоит так дорого: «Если мне сейчас даже предложат выкупить эти локации, вы думаете, это будет реально? Вряд ли, потому что речь идет о больших деньгах. Там будут только свои. Одно дело, если бы людям, которые были несправедливо обижены, вернули бы бизнес. Пусть дадут мне хоть маленькое помещение, но это так не работает».

Главное, что изменилось в правилах игры, — собственник помещений малоформатной торговли в Москве — теперь мэрия. Те киоски, которые москвичи встречают в подземных переходах, принадлежат метрополитену и «Гормосту». Площади разыгрывают на аукционах: один лот — сразу несколько объектов. Сумма — десятки или сотни миллионов рублей. Поэтому занять такие площади бывшие владельцы самостроев и не могут, говорит член Палаты адвокатов Москвы Артур Айрапетов, который защищал интересы бизнесменов, пострадавших в «ночь длинных ковшей»: «Существуют определенные помещения, которые Москвой продаются либо сдаются в аренду, и то, что называется, оптом. Но они во многом проигрывают с точки зрения места расположения. Говорить о какой-то прибыльности для бизнеса или их мотивации идти туда нет никакого смысла. Соответственно, это определенная монополия, и сразу возникают вопросы с точки зрения возможности участия мелкого предпринимателя и так далее».

С другой стороны, нестационарная торговля появилась там, где ее прежде не было: фуд-корты на рынках, Новый Арбат, и даже напротив мэрии на Тверской теперь тоже есть киоски. Другое дело, что на прилавках, да и за ними, уже совсем другой бизнес.

Коммерсантъ

Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел