Деловая Россия: московское региональное отделение
Деловая Россия: московское региональное отделение
123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж

vk tg

Потребительский спрос расти не будет

Потребительский спрос расти не будет

Потребительский спрос расти не будет
https://deloros-msk.ru/publikatsii/potrebitelskiy-spros-rasti-ne-budet/ Потребительский спрос расти не будет
В наступившем году на российском рынке грядут большие изменения. Первым делом это касается сегментов, где вводится обязательная маркировка и отказ в продаже маркированного товара на патентах и ЕНВД. К алкоголю и меховым изделиям добавятся парфюмерия, шины, белье, верхняя одежда, фотокамеры и вспышки, а с 1 марта – и обувные изделия.

Да, это принесет дополнительные расходы производителям и продавцам, но исключит большинство «серых» и откровенно «черных» схем по продаже контрафакта в этих сегментах. С другой стороны, ожидать, что новая система заработает в полную силу сразу на всей территории России, наивно. Плюс будут распродавать уже закупленные партии товаров. Какой-то временной лаг до повсеместного внедрения будет. Полноценный эффект может наступить и в 2021 году.

Однако в целом картина вызывает больше пессимизма. Роста доходов населения, как и роста ВВП, мы не ожидаем. Стагнация реальных доходов – отрицательный фактор экономики уже не первый год. В 2019 году она усилилась. По ожиданиям Минэкономразвития, рост реальных доходов составит не более 0,1%.

Тем не менее возможно некоторое снижение долгового бремени граждан, которые смогут перекредитоваться по более низким ставкам вследствие политики низкой ключевой ставки ЦБ. Но и тут эффект будет отложенным и проявится скорее во II полугодии. I полугодие 2020 года министр экономического развития Максим Орешкин уже назвал «потерянным для потребительского спроса».

Продолжит расти трансграничная торговля. А это сегмент, который исключает в своей цепочке российский бизнес. С одной стороны, с 1 января снизили беспошлинный ввоз с 500 евро до 200 евро. С другой – если раньше 500 евро было ограничением в месяц, сейчас можно ввозить любое количество посылок без пошлин до 200 евро. И сама пошлина опустилась с 30 до 15%.

Также будет расти выручка интернет-торговли внутри страны. Это ударит по офлайн-ритейлу, особенно в регионах. Выручка в первую очередь в fashion-ритейле и в целом в непродовольственной рознице будет падать. Что повлечет за собой кризис на рынке торговой недвижимости и прочих связанных с ритейлом секторах. Строительные компании будут упирать на строительство жилья, так как снижение ключевой ставки приведет к снижению ставок ипотеки и росту кредитования.

Покупателю стало легче, сегодня ему открыт доступ к товару практически в любой точке мира. Маркетплейсы делают легким вход на наш рынок любых иностранных брендов. Поэтому доля российского бизнеса во многих секторах будет падать.

Все же не стоит ожидать глобальных поведенческих изменений на потребительском рынке, так как без роста реальных доходов граждан им просто будет неоткуда взяться. Его, в свою очередь, может обеспечить исключительно последовательная промышленная политика по созданию новых рабочих мест в производственном секторе. Сейчас же мы видим стимулирование сектора услуг в виде расширения эксперимента с самозанятыми, что на стагнирующем рынке – плохая идея.

Андрей Павлов


Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел