Деловая Россия: московское региональное отделение
Деловая Россия: московское региональное отделение
123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж

vk tg

Производство строительных материалов: тревожное ожидание худшего

Производство строительных материалов: тревожное ожидание худшего

Производство строительных материалов: тревожное ожидание худшего
https://deloros-msk.ru/publikatsii/proizvodstvo-stroitelnykh-materialov-trevozhnoe-ozhidanie-khudshego/ Производство строительных материалов: тревожное ожидание худшего

Отрасль строительных материалов следует за стройкомплексом. И пока он не начнет уверенно расти, в этой индустрии большого прорыва ждать не приходится.

Отрасль по выпуску строительных материалов самым тесным образом связана со строительством. Если оно растет, увеличивается и производство изделий для него, если стагнация или падение, то сокращаются объемы и там. Однако есть способы по их наращиванию в независимости от ситуации в отечественном стройкомплексе. И, судя по всему, сегодня многие задумываются об этом варианте.

Между стагнацией и надеждой

2018 год оказался для индустрии строительных материалов не самым плохим. По словам Павла Серватинского, директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ, объем производства вырос на 4%. Но главное даже не это, считает чиновник, а то, что удалось избежать массовых банкротств, а также увеличить экспорт продукции.

К этой теме мы еще вернемся. Достичь же таких результатов в немалой степени удалось благодаря государственной поддержке отрасли. За 3,5 года на эти цели израсходовано 3,5 млрд рублей. Деньги шли на НИОКР, на субсидирование кредитов и другие задачи.

Важным достижением ушедшего года стало принятие 11 стандартов, еще большее число в разработке.

Другой задачей, которую решало министерство, создание электронной системы по определению баланса спроса и предложения на строительные материалы. Это очень важная тема, связанная с нерациональным размещением производств по территории страны, что в свою очередь порождает большие издержки. В одном регионе действуют избыточные мощности конкурирующих производств, в другом, наоборот, нужной продукции не хватает. Это ведет к ненужным перевозкам. Например, увеличилось плечо доставки цемента. В СССР считалась его транспортировка по железной дороге на расстояние свыше 400 км неоправданной роскошью, а сегодня его на машине возят на 700-900 км, а «чугункой» – даже до 1,5 тысяч км. Обыденная практика, когда из Новороссийска цемент доставляют в Санкт-Петербург.

Эта ситуация заставляет задуматься над проблемой рационального размещения производств стройматериалов по стране. С 2018 года стали строиться сбалансированные модели размещения производств. И государственная поддержка предприятий станет оказываться в том случае, если новое производство или модернизация старого будет вестись после проведения таких расчетов.

Пока же баланс спроса и предложений, использование производства остается очень острой темой. По данным Минпромторга, по разным материалам загрузка мощностей крайне неравномерна. По стеклу она достигает 80%, по строительной извести 79%, теплоизоляционные изделия 74%, бетон и строительный гипс по 70%. Самые плохие показатели у сборного железобетона (40%) и асбестоцементных изделий (20%).

Белые и серые

Сегодня в России регионы сильно отличаются друг от друга по уровню развития отрасли. Председатель Комитета по строительству «Опоры России» Дмитрий Котровский считает, что для роста производства важно удержать малый и средний бизнес в «белой» зоне. Проблема в том, что в данный момент многим небольшим компаниям финансовые условия не позволяют в ней находиться.

Между тем этот вопрос может стать едва ли не основным. Три года подряд снижается темп ввода жилья. В тоже время согласно стратегической установке, к 2024 году он должен резко возрасти. Следовательно, понадобится намного больше стройматериалов. Как выйти на требуемые объемы, думать надо уже теперь.

Для этого, считает Дмитрий Котровский, в первую очередь должен быть улучшен деловой климат. Это простая и ясная формула, при которой бизнес массово начнет выходить из серой зоны. Без этого нарастить в разы объемы выпуска строительных материалов вряд ли удастся.

Из России с любовью

2018 год стал для индустрии переломным еще в одной сфере – увеличился экспорт строительных материалов из России. Именно это обстоятельство позволило некоторым секторам не только удержать объемы производства, но и нарастить их. Лидером стал сегмент гидроизоляции и кровельных материалов, экспорт стекла также сильно вырос (на 30%), что позволило загрузить производственные мощности на 80%.

Стоит задача с помощью наращивания экспортных поставок возместить падение спроса на внутреннем рынке. Для отрасли это стратегическая задача. Ее не достигнуть без решения целого комплекса вопросов.

Как считает президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников, чтобы выйти на экспортные рынки, продукция должна соответствовать целому набору критериев. Она должна обладать высоким качеством, конкурентной ценой, системой комплексного обслуживания. Поставка продукции должна осуществляться по максимально эффективной схеме логистики, обеспечивающей минимум затрат на транспортировку и хранение и с минимальными сроками доставки.

Сегодня сложились благоприятные условия для экспорта из России. Ослабление рубля снизило производственные издержки, которые сейчас даже ниже, чем в Китае. Снижение объема строительства внутри страны заставляет производителей искать другие рынки. И еще один фактор: многие иностранные компании построили в России свои производства, эта продукция хорошего качества и может поставляться за рубеж, а высокие национальные стандарты на стройматериалы позволяют их сертифицировать и за границей.

Но есть и причины, которые тормозят отечественный экспорт. У нас не хватает транспортных коридоров для поставки продукции, что увеличивает время и затраты на ее транспортировку. В российских компаниях элементарный дефицит автотранспорта для вывоза продукции. Да и дороги, по которым она осуществляется, далеко не лучшего качества. Также в России стоимость испытаний строительных материалов выше, чем, к примеру, в Европе.

Полеты во сне и наяву

Но пока же мы стоим перед реальной опасностью нового обрушения строительного рынка. Это связано с переходом от долевого строительства к проектному финансированию и использованию эскроу счетов. Как считает вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», руководитель исполнительного комитета московского отделения Организации Татьяна Минеева, на сегодня не существуют ясных правил такой трансформации рынка, это происходит, по сути дела, без подушки безопасности.

Чтобы к 2024 году построить 120 млн кв. м. жилья, понадобится 8 трлн рублей, на сегодня есть 5 трлн рублей. Остальные средства необходимо привлечь из внешних источников, преимущественно из банков. Но из 53 коммерческих банков, которые допущены к работе со стройкомплексом, реально имеют опыт проектного финансирования 7-10 кредитных организаций. Особенно сложно с этим обстоит в регионах, они первые и пострадают от нововведений. Там почти не осталось крупных финансовых институтов, не случайно объемы кредитования стройки уменьшились с 10% до 7% при средней мировой цифре в 14%.

Согласно расчетам, если ситуация станет развиваться по наметившемуся сценарию, то к 2024 году в России построят не 120 млн кв. м., а 64 млн кв. м., то есть меньше, чем возводится в настоящее время. К этому следует добавить, что если ставки по банковским кредитам будут на уровне 12-13%, то стоимость квартир возрастет на 15-20%, так как маржа застройщиков не позволит им снижать цены.

Сейчас эти данные выглядят весьма реальными. Перевод строительства на модель проектного финансирования неизбежно приведет к росту издержек. Банкам для контроля за строителями придется нанимать новых сотрудников; в случае, если у строительных компаний возникнут трудности, не исключена блокировка их счетов или банки могут отказывать им в кредитах.

Эти риски вполне реальные и, если негативный сценарий будет реализован, это станет сильнейшим ударом по отрасли строительных материалов. В такой ситуации даже экспорт не поможет.


Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел