Деловая Россия: московское региональное отделение
Деловая Россия: московское региональное отделение
123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж

vk tg

Со всеми отсекающими

Со всеми отсекающими

Со всеми отсекающими
https://deloros-msk.ru/publikatsii/so-vsemi-otsekayushchimi/ Со всеми отсекающими

С 2020 года бизнес избавят от устаревших регуляторных требований

Белый дом возвращается к реформе контроля и надзора, которую можно было считать приостановленной после смены правительства в мае 2018 года. Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме предложил к 1 февраля 2020 года пересмотреть требования государства к бизнесу, применив механизм "регуляторной гильотины", - с его помощью через два года все устаревшие обязательные требования должны быть отменены. В аппарате Белого дома готовится и новая версия законопроекта о контрольно-надзорной деятельности (КНД) - принять его власти рассчитывают до конца 2019 года. Эксперты считают, что без спецструктуры в правительстве реформа вряд ли будет реализована в необходимом масштабе, ее в Белом доме создавать не будут, реформой КНД управляет Минэкономики.

Главной темой выступления Дмитрия Медведева на Гайдаровском форуме неожиданно стала реформа контроля и надзора. После ликвидации "Открытого правительства" и ухода из Белого дома курировавшего ее Михаила Абызова процесс выглядел как остановленный - обсуждение темы КНД в Белом доме было эпизодическим, планы по реформе КНД не актуализировались, снижение административной нагрузки на бизнес практически остановилось. Вчера в ситуации появилась определенность: премьер-министр подтвердил, что реформа остается в повестке, курирует ее вице-премьер - руководитель аппарата Константин Чуйченко, "стоять над всем этим процессом" будет Минэкономики.

По данным "Ъ", новое правительство сначала проводило переоценку реформы, а в конце 2018 года ее итоги рассматривались на серии непубличных совещаний под руководством Константина Чуйченко. Финалом процесса стало совещание о сокращении избыточных требований контрольно-надзорных органов к бизнесу у Дмитрия Медведева 14 января. На нем решено, что реформа все-таки должна иметь фиксированные сроки, господин Чуйченко и чиновники Минэкономики представили предложения и основные развилки процесса. Главные решения этого совещания и огласил вчера на форуме Дмитрий Медведев: проблема избыточных, неэффективных и устаревших обязательных требований к бизнесу будет решаться в том числе с помощью достаточно радикального метода "регулятор ной гильотины" - непересмотренные требования будут признаны утратившими силу и затем отменены, инвентаризация должна завершиться 1 февраля 2020 года.

Согласно презентации Минэкономики к совещанию у премьера, схожие реформы за рубежом заняли от девяти месяцев до трех лет. Так, Южная Корея за 11 месяцев пересмотрела 11 тыс. норм, из них половину отменила, 22% упростила. Мексика за девять месяцев пересмотрела 2 тыс. документов, 54% отменены и 27% упрощены, Вьетнам за три года - 5,2 тыс. требований, 9% отменены и 77% упрощены. Впрочем, по словам Даниила Цыганкова - одного из идеологов реализации комплексной регуляторной политики в РФ и соавтора доклада ЦСР, предлагавшего масштабный план дерегулирования (см. "Ъ" от 28 мая 2018 года), ключевым в работе "регулятор ной гильотины" является создание спецструктуры, полностью сосредоточенной на реализации задачи. Эффективное дерегулирование экономики удавалось только странам, где им занимался отдельный высокоуровневый правительственный орган - как в Хорватии, Великобритании или Южной Корее. По мнению эксперта, передача полномочий по дерегулированию комиссии по административной реформе или Минэкономики не позволит реализовать идею на нужном уровне: "Не налить молодое вино в старые мехи".

По данным Минэкономики, в РФ контролем и надзором заняты 44 органа власти, всего же насчитывается больше 180 видов госконтроля, требования к предпринимателям заключены более чем в 9 тыс. нормативных актов. По словам Дмитрия Медведева, сократить их число необходимо прежде всего в наиболее зарегулированных сферах - это транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария и санэпиднадзор. Глава Минэкономики Максим Орешкин уточнил: требования к бизнесу после применения "гильотины" будут систематизированы не по ведомственной принадлежности, а по видам бизнеса, сформировав "систему умного контроля". В режиме пилотного проекта первыми реформа затронет общепит и рестораны. Ранее власти обсуждали применение методики только к документам, принятым до 2010 года - до введения процедуры оценки регулирующего воздействия ( ОРВ). Но, как уточнили "Ъ" в Белом доме, на пересмотр пойдут "все требования без ограничения". По словам первого вице-премьера Антона Силуанова, в результате их число должно сократиться вдвое. В любом случае это невозможно без массовой отмены норм СССР: структурам "Открытого правительства" в этом в свое время было де-факто отказано.

Бизнес-ассоциации были крайне недовольны торможением реформы КНД с мая. По данным Минэкономики, полученным при ОРВ, только на соблюдение новых требований, введенных в 2018 году, издержки предпринимателей превышают 150 млрд руб. По словам бизнес-омбудсмена, сопредседателя "Деловой России" и члена московского отделения Организации Бориса Титова, предприниматели поддерживают механизм "гильотины", но отмечают, что пересмотр около 2 млн обязательных требований - "очень масштабный, продолжительный и ресурсоемкий процесс". Ранее господин Титов уже жаловался в правительство, что "системной работы по исключению устаревших и необоснованных требований не ведется", и предлагал начать реформу как раз с общепита (см. " Ъ" от 16 июля 2018 года). По оценке главы "Опоры России" Александра Калинина, "обязательных требований больше миллиона, многим из них более 80 лет, их невозможно знать и выполнить", поэтому бизнес ждет поручений премьер-министра. Глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин считает, что "гильотина" - оптимальное решение. "Наконец-то обозначено движение, это прорыв", - говорит он. Экспертизу требований проводит РСПП, пока изучены только первые 400 содержащих их актов.

Реформу КНД вряд ли можно свести к "регуляторной гильотине", опыт работы "Открытого правительства" продемонстрировал в системе множество других проблемных особенностей, не сводящихся к обязательным требованиям. Впрочем, вчера стали известны и планы властей в отношении нового закона о контроле и надзоре - законопроект, который подготовил Михаил Абызов, уже прошел первое чтение в Госдуме и по планам Минэкономики должен быть принят в январе 2019 года. Однако, по информации "Ъ", он не устроил новых кураторов реформы, так как "морально устарел за год", и отвергнут. Сейчас рабочая группа под руководством Константина Чуйченко пишет новый документ - его план утвержден, разделы расписаны по министерствам. До мая 2019 года он должен быть согласован с бизнесом, а в весеннюю сессию внесен в Госдуму, чтобы, как заявил вчера Максим Орешкин, быть принятым в этом году.

Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел