Деловая Россия: московское региональное отделение
Деловая Россия: московское региональное отделение
123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж

vk tg

Александр Любосердов: Снижение ключевой ставки Банком России - не главный инструмент в борьбе с кризисом

Александр Любосердов: Снижение ключевой ставки Банком России - не главный инструмент в борьбе с кризисом

Александр Любосердов: Снижение ключевой ставки Банком России - не главный инструмент в борьбе с кризисом
https://deloros-msk.ru/news/aleksandr-lyuboserdov-snizhenie-klyuchevoy-stavki-bankom-rossii-ne-glavnyy-instrument-v-borbe-s-kriz/ Александр Любосердов: Снижение ключевой ставки Банком России - не главный инструмент в борьбе с кризисом

В ближайшую пятницу Центробанк может снизить ключевую ставку сразу на 0,5 процентных пункта (п.п.) вместо серии предыдущих снижений на 0,25 п.п. В результате ставка может быть снижена до 5,5% годовых. В обычной жизни эта мера должна по идее стимулировать спрос на более дешевые кредиты, да и вообще совокупный спрос. Правда, эксперты ждут первых позитивных результатов этого шага лишь через несколько месяцев. Значит, в сиюминутной борьбе со стаей «черных лебедей» фактор снижения ставки не будет играть заметной роли.

Совет директоров ЦБ РФ на следующем заседании 24 апреля рассмотрит возможность снижения ключевой ставки в качестве основного варианта, сценарий с ее повышением маловероятен, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Ключевая ставка, то есть процент, под который Центробанк выдает кредиты коммерческим банкам, с 10 февраля 2020 года установлена в размере 6%. Набиуллина не сказала, о каком смягчении может идти речь, но многие аналитики говорят, что ЦБ скорее всего сделает сразу два шага, каждый по 25 б.п. Однако не факт, что именно эта мера сейчас больше всего ожидается рынком. Уже случалось, как, например, в сентябре 2019 года, когда рынок просто игнорировал эту меру ЦБ. Тогда Банк России снизил ключевую ставку до 7% (это было уже третье снижение за год), но рынок госбумаг тогда эту меру не заметил, и она не привела к заметному снижению стоимости денег.

Набиуллина отметила в пятницу, что все больше компаний испытывают на себе негативные последствия ограничений, связанных с коронавирусом. Более 30% компаний говорят о перебоях в поставках, и почти 50% столкнулись с отменой или сокращением заказов. Согласно опросу ЦБ, в банки за кредитом обращались 43% респондентов, при этом примерно четверть из их числа (12% от числа опрошенных) отметили ужесточение кредитных условий, но для большинства (30% от числа опрошенных) условия кредитования остаются неизменными.

В ответ на критику о недостаточности мер поддержки экономики правительство и Центробанк объявляют о новых мерах смягчения требований к кредитным организациям, которые по идее должны дальше транслироваться на заемщиков. Например, ЦБ до 1 июля не будет применять меры к банкам за нарушение сроков передачи информации органам валютного контроля и рекомендовал кредиторам до 30 сентября не выселять должников из жилья.

Министр финансов Антон Силуанов в воскресенье заочно вступил в полемику с группой экономистов, призывавших увеличить госрасходы на поддержку экономики (см. «НГ» от 15.04.20). По его словам, объем ресурсов, направляемых властями РФ на сдерживание распространения коронавируса и сглаживания последствий пандемии, составит около 2,8% ВВП, а общий объем поддержки экономики оценивается в размере более 6,5% ВВП.

Снижение ключевой ставки не станет ключевым шагом в поддержке экономики, но все же это положительный шаг, тем более что впервые в кризис российские финансовые власти прибегают не к обычному для себя повышению, а, наоборот, к понижению ставки, отмечают опрошенные «НГ» эксперты. Но ЦБ делает это поздно, эта мера сработает теперь только к июлю, отмечают они.

Нельзя ожидать, что сразу после снижения ставки вся экономика начнет бурно расти. Снижение ключевой ставки – это мера очень косвенная и влияет на экономическую ситуацию довольно опосредованно, сказал «НГ» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов.

«Через ключевую ставку невозможно стимулировать развитие экономики здесь и сейчас. А в ситуации такого кризиса, который развивается у нас сейчас, нужны меры прямой поддержки граждан и предприятий. Центробанк обычно аккуратно снижает ставку. Сейчас же нужны более жесткие и решительные меры», – говорит Щапов. 

«Вопрос либерализации денежно-кредитной политики сейчас далеко не главный. Снижение ставки практически не скажется на эффективности антикризисных мер. Нужны радикальные меры фискальной политики правительства и прямые государственные субсидии», – сказал «НГ» советник гендиректора Агентства стратегических инициатив, председатель экспертного совета по финансам московской "Деловой России" Александр Любосердов.

«Снижение ключевой ставки в данном случае не окажет существенного положительного влияния на экономику с точки зрения преодоления шоков, связанных с карантинными мерами правительства. Такие меры монетарной политики обычно оказывают влияние на экономику с существенным временным лагом, положительный эффект мы сможем наблюдать не ранее конца июля», – сказал «НГ» инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. По его мнению, для поддержки экономики ЦБ РФ нужно было действовать превентивно по аналогии с монетарными властями развитых стран мира и радикально снижать ставку в самом начале кризиса.

Вместе с тем эксперт отмечает, что до сих пор ни один кризис в РФ не обходился без повышения ставки. «Каждый раз монетарные власти при принятии решений делали выбор в пользу купирования валютной паники, а не на поддержки экономики. Тот факт, что сейчас ставка не была повышена, несмотря на ослабление рубля, – показательный момент», – говорит Нигматуллин.

Эксперт отмечает, что этот шаг не отменяет ошибочных расчетов, которые не учли произошедший обвал потребительского спроса и его соответствующее дефляционное влияние. «Спрос домохозяйств на товары и услуги упал. Падение спроса привело к сокращению импорта (а значит, спроса на валюту) и оказало дефляционное влияние (инфляция сильно отклонилась от таргета Центробанка в 4%). Это не было должным образом учтено. Если бы было, то ставку регулятор снизил бы раньше», – считает эксперт.

По его мнению, для экономики сейчас наибольшую проблему представляет кризис неплатежей из-за кассовых разрывов предприятий, не получающих выручку и вынужденных платить зарплаты и нести прочие расходы. «Регулятор мог бы расширить предоставление ликвидности банкам для борьбы с подобными негативными проявлениями кризиса», – предлагает Нигматуллин. 

Источник: Независимая газета 

Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел