В частности, нами были предложены поправки в статью 75, касающиеся основных функций Центрального банка, а именно, - дополнить часть 2 указанной статьи следующей формулировкой: «Центральный банк Российской Федерации обеспечивает устойчивый рост экономики за счёт реализуемой монетарной и денежно-кредитной политики». Данная поправка получила одобрение рабочей группы и будет вынесена на рассмотрение Госдумой во втором чтении.
Предполагается, что основной акцент новой редакции Конституции будет иметь ярко выраженную социальную направленность. «Если таргетировать инфляцию, целенаправленно понижать, выясняется, что, если мы хотим избавиться, скажем, от бедности, нужно таргетировать бедность, нужно выстраивать целенаправленно политику по повышению доходов людей, по снижению уровня тех, кто проживает за чертой бедности и так далее», - сказал президент России Владимир Путин на встрече с рабочей группой.
«Таргетирование» (Тargeting - нацеливание) – иностранное заимствованное слово, но с недавних пор достаточно плотно вошло в лексикон, в том числе российских государственных чиновников и финансистов. Обратившись к различным энциклопедическим источникам, выясняем, что термин «таргетирование» в сфере экономики применяется для обозначения государственной денежно-кредитной политики.
Важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики представляет управление инфляцией. В связи с чем, на рост и устойчивость экономики несомненно влияет проведение государственной экономической политики по реализации мер, направленных на регулирование инфляции. Здесь стоит подчеркнуть – именно, - регулирование, а не снижение.
Особая роль регулирования инфляционных процессов в нашей стране отводится Центральному банку и эта функция заложена в действующей редакции части 2 статьи 75 Конституции РФ – «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Если простым языком, то данная формулировка складывается из двух составляющих:
1) поддержание устойчивости рубля по отношению к товарам и услугам, обращающимся на российском рынке. Это предполагает поддержание устойчивости покупательской способности рубля на российском рынке. Снижение покупательской способности денег (обесценивание денег) приводит к росту цен на товары и услуги, другими словами, - к инфляции. Повышение покупательской способности денег влечет снижение цен и приводит к дефляции;
2) обеспечение устойчивости рубля по отношению к денежным единицам других стран, т.е. курс рубля по отношению к денежным единицам других стран на валютном рынке должен быть стабильным и не выходить за пределы установленных границ.
Исходя из указанных определений получаем, что инфляция в большой степени зависит от объема денежного предложения. Изменение денежной массы, регулируемое исключительно Центральным банком (часть 1 статьи 75 Конституции РФ) может активно влиять на уровень инфляции. Уровень инфляции можно уменьшить, уменьшая денежную массу, и наоборот.
Для влияния на денежное предложение Центральным банком используются различные методы, перечисленные в Федеральном законе «О ЦБ РФ»: политика ключевой ставки; изменение нормы обязательных резервов; изменение объемов рефинансирования коммерческих банков; операции на открытом рынке; контроль над денежной эмиссией и др.
Свои полномочия по обеспечению разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики Центральный банк реализует во взаимодействии с правительством РФ, что также нашло свое отражение в законе, регулирующем деятельность Центробанка.
Таким образом, получается, цепочка взаимовытекающих процессов:
Декларируемая государством социальная политика, направленная на «таргетирование бедности» (с точки зрения экономических процессов – на повышение покупательской способности) –устойчивость рубля (Центробанк) – регулирование инфляции (Центробанк) – осуществление денежно-кредитной политики (Центробанк и правительство) – рост устойчивости экономики (задача государства).
Впервые термин «таргетирирование» появился в 2014 году (во время валютного кризиса), на официальном сайте Центрального банка словосочетанием «таргетирование инфляции». Именно тогда в документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» Центробанк по согласованию с правительством установил среднесрочную цель по инфляции на уровне 4% в год. Для Центрального банка инфляция является основанием для поддержания высокой ключевой ставки.
Банк России заявляет, что большая часть ключевой ставки - инфляция. Так, по итогам 2019 года Росстат сообщил, что инфляция составила 3,05%, ключевая ставка на начало года составляла 6,25%. Получается, что реальная ставка - 3,2%. Если сравнивать с другими экономически развитыми странами, ключевая ставка Федеральной резервной системы США находится в диапазоне 2,25-2,5%; Банка Англии - 0,75%; Банка Канады - 1,75%; Резервного банка Австралии - 1,5%; в зоне евро ключевая ставка Европейского центрального банка уже давно держится на нулевом уровне.
Несмотря на снижение Центробанком РФ ключевой ставки с 17% в 2014 году до нынешних 6%, данный уровень, по прежнему, остается высоким по сравнению с ведущими экономиками мира.
Почему величина ключевой ставки важна для населения? Ответ простой – потому что именно ключевая ставка Банка России – является ориентиром для определения российскими банками процентных ставок по кредитам. Как правило, банковские ставки - это ключевая ставка, умноженная на два. А это неподъемно для предприятий большинства отраслей российской экономики, о чем свидетельствуют крайне низкие показатели рентабельности.
Именно, поэтому нашими экспертами в рабочую группу по подготовке поправок в Конституцию РФ было направлено предложение о необходимости усиления роли и ответственности Центрального банка в обеспечении устойчивого роста экономики, закрепив данную норму в основном законе государства.