Меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса
1) Банк России рекомендует кредиторам реструктурировать кредиты и займы, выданные малому и среднему бизнесу, а также самозанятым гражданам, если положение заемщика ухудшилось в связи с распространением коронавирусной инфекции. Об этом говорится в информационных письмах, направленных регулятором кредитным организациям, микрофинансовым организациям и кредитным потребительским кооперативам.
Данная мера поможет поддержать представителей малого и среднего бизнеса, попавших в сложную ситуацию, и будет содействовать сохранению их способности обслуживать свои обязательства в будущем.
Регулятор также рекомендует предоставлять субъектам МСП, обратившимся с соответствующим заявлением, отсрочку погашения остатка основного долга и процентов. Одновременно с этим рекомендуется не начислять заемщику неустойку (штраф, пени) за ненадлежащее исполнение договора кредита (займа).
Банк России обращает внимание, что при принятии решения о форме реструктуризации кредиторам следует исходить из оценки фактической способности предпринимателей погашать кредит или заем, а также учитывать свои собственные обязательства, в том числе перед вкладчиками.
В свою очередь регулятор предоставил кредитным организациям возможность до 30 сентября 2020 года не увеличивать резервы на возможные потери по ссудам компаниям МСП, если финансовое положение заемщика ухудшилось в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Микрофинансовым организациям (МФО) и кредитным потребительским кооперативам (КПК) разрешено не увеличивать резервы по задолженности, просроченной после 1 февраля 2020 года, а также по реструктурированным в аналогичных обстоятельствах займам — позволено не признавать их таковыми при формировании резервов на возможные потери.
При этом информацию о соответствующих решениях, принятых уполномоченными органами управления кредитных организаций, МФО, КПК, и обоснование этих решений рекомендуется направлять в Банк России при представлении отчетности. В обоснование решений рекомендуется включать документальное подтверждение того, что ухудшение финансового положения (качества обслуживания долга или категории качества ссуд) связано с распространением коронавирусной инфекции.
Данные рекомендации включены в разработанный Банком России
пакет мер по поддержке экономики.
2) Дополнительные меры по поддержке кредитования малых и средних предприятий
Банк России с учетом развития текущей экономической ситуации и необходимости дополнительной поддержки наиболее уязвимых отраслей экономики и граждан в условиях пандемии, а также в рамках разработки совместных мер с Правительством Российской Федерации по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), направленных на обеспечение ими выплат заработных плат, принял решение уточнить параметры нового механизма Банка России по поддержке кредитования субъектов МСП с установленным совокупным лимитом в размере 500 млрд рублей.
В рамках указанного совокупного лимита будет направлено до 150 млрд рублей на поддержку кредитования банками субъектов МСП с целью бесперебойного выполнения ими обязательств по заработной плате перед сотрудниками. Кредиты Банка России на эти цели будут так же предоставляться кредитным организациям по ставке 4,00 % годовых и на срок 1 год, при этом максимальный объем предоставления средств для каждой кредитной организации будет рассчитываться из объема портфеля кредитов, предоставленных ею субъектам МСП на обеспечение расчетов по заработной плате в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации программой. Ставка по кредитам, предоставляемым банками субъектам МСП в рамках указанной правительственной программы в течение первых шести месяцев не должна превышать установленного программой уровня. Дополнительных ограничений и требований по объему портфеля для кредитной организации при предоставлении кредитов Банка России в рамках указанных 150 млрд рублей не предусмотрено.
При этом по предоставляемым кредитам в рамках оставшейся части общего лимита в 500 млрд рублей скорректирован порядок расчета максимального объема предоставления средств для каждой кредитной организации: теперь этот объем будет рассчитываться как разница между объемом рублевого кредитного портфеля банка субъектам МСП на первое число текущего месяца (за вычетом задолженности по предоставленным кредитам на обеспечение расчетов по заработной плате) и объемом этого портфеля на 1 апреля 2020 года, уменьшенного на 5% (ранее в качестве базы предполагался размер портфеля на 1 марта 2020 года).
Кроме того, снижение рублевого кредитного портфеля субъектам МСП (включая задолженность по предоставленным кредитам на обеспечение расчетов по заработной плате) на первое число текущего месяца ниже 95% объема соответствующего портфеля на 1 апреля 2020 года теперь не будет основанием для предъявления Банком России требования досрочно погасить привлеченные банком средства по данному механизму. При этом в случае снижения текущего объема портфеля ниже 95% от объема портфеля на 1 апреля 2020 года процентная ставка по уже предоставленным банку кредитам (за исключением кредитов на цели поддержки выплат субъектами МСП заработных плат в рамках правительственной программы) будет повышена до 5,00% годовых, а при снижении ниже 85% — до уровня ключевой ставки, увеличенной на 1 процентный пункт.
Кредиты в рамках нового механизма поддержки кредитования субъектов МСП, в том числе для обеспечения ими расчетов по заработной плате, будут представляться кредитным организациям с высоким кредитным рейтингом1 без обеспечения, а кредитным организациям, не имеющим такого рейтинга, — при наличии поручительства АО «Корпорация «МСП».
Источник:
https://cbr.ru/press/pr/?file=27032020_145619dkp2020-03-27T14_55_46.htm
3) Для субъектов малого и среднего предпринимательства установлена возможность временной отсрочки арендных платежей распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 670-р.
Подписанным распоряжением принято решение о возможности заключения дополнительных соглашений к договорам аренды государственного имущества, заключённым с субъектами малого и среднего предпринимательства, предусматривающих отсрочку уплаты арендных платежей в 2020 году.
4) Председатель Правительства Российской Федерации М.В.Мишустин выпустил своевременное и положительное для бизнеса Поручение:
- Всем федеральным органам исполнительной власти приостановить до 1 мая 2020 г. назначение проверок, в том числе, выездных налоговых и плановых таможенных.
- Исключение – внеплановые проверки по основаниям вреда жизни и здоровью, чрезвычайных ситуаций и проверки, результатом которых является выдача разрешительных документов. Которые тоже дано поручение минимизировать.
- Рекомендовать субъектам и муниципалитетам выпустить аналогичные указания по проверкам своего уровня.
Обращаем внимание, что предписание о приостановлении распространяется только на проверки, в отношении которых применяются положения ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294-ФЗ).
Соответственно, данное Поручение не распространяется на проверки, к которым 294-ФЗ не применяется, в том числе:
- при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
- при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
- при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
- при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
- при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
- к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- к мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях;
- к мероприятиям, проводимым должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
- при проведении национальной инспекции в Антарктике.
5) Неприменение штрафных санкций по отдельным госконтрактам
Распоряжением Правительства РФ принято решение о неприменении штрафных санкций по отдельным государственным контрактам в случае нарушений обязательств из-за последствий новой коронавирусной инфекции.
Подписанным
распоряжением установлено, что при исполнении отдельных контрактов предприятиями автомобильной промышленности допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств по таким контрактам, вызванной введением временных мер по предотвращению распространения на территории России новой коронавирусной инфекции с территорий иностранных государств.
6) Временные правила оформления листков нетрудоспособности
Направляем для сведения временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина (далее – правила).
Правила утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 294.
7) Мэр Москвы утвердил второй пакет мер антикризисной поддержки бизнеса
Это позволит предприятиям снизить риски банкротства и продолжить хозяйственную деятельность в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Столичным предпринимателям город продолжит оказывать поддержку. Речь идет о субсидировании. Постановление о внесении изменений в порядки оказания мер поддержки принято на заседании Президиума Правительства Москвы.
Оно расширит доступ субъектов малых и средних предприятий (МСП) к получению кредитов и субсидий. Это позволит предприятиям снизить риски банкротства и продолжить хозяйственную деятельность в условиях кризиса, вызванного распространением коронавирусной инфекции.
Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил несколько основных изменений.
1. Так, субъекты МСП — гостиницы и резиденты Московского инновационного кластера получат доступ к субсидиям на возмещение части затрат при приобретении нового оборудования.
Участники Московского инновационного кластера, работающие в сферах промышленности, науки и ИТ, а также гостиничного бизнеса при приобретении импортного оборудования за счет собственных средств могут возместить до 25 процентов расходов. Для оборудования российского производства ставка компенсации была повышена до 35 процентов. В случае привлечения кредита компаниям может быть компенсирована процентная ставка (в пределах ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации). При работе с лизингом предпринимателям может быть возвращено до 25 процентов лизинговых платежей при закупке импортного и до 35 — при закупке отечественного оборудования. Компания может использовать одну субсидию или комбинацию нескольких их видов, но размер возмещения составит не более 10 миллионов рублей в год.
Такая мера имеет ретроспективный характер: на компенсацию может быть заявлено оборудование, приобретенное до 12 месяцев до даты отбора.
Ранее доступ к данным мерам поддержки имели только МСП — резиденты технопарков. Участниками Московского инновационного кластера являются 924 компании. Для того чтобы стать участником, нужно зарегистрироваться на его ИТ-платформе — на сайте i.moscow.
2. Поддержку франчайзинг расширят за счет включения в программу предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по договорам субконцессии.
Кроме того, в перечень субсидируемых затрат, помимо приобретения оборудования, включено покрытие расходов на коммунальные платежи и выплату вознаграждения правообладателю в форме фиксированных разовых платежей (паушальных взносов) и периодических платежей (роялти).
3. Впервые вводится субсидирование до 50 процентов расходов (не более 700 тысяч рублей до конца года) предприятий МСП на продвижение товаров и услуг на торговых интернет-площадках и оплату услуг онлайн-сервисов по доставке еды.
Выплата компенсации будет возможна при условии, что размер вознаграждения агрегаторов не превышает 20 процентов от стоимости размещенного товара или услуги.
4. Вводится субсидирование затрат кредитных организаций на предоставление льготных кредитов молодым компаниям МСП (не старше трех лет).
Кредиты на пополнение оборотных средств или инвестиционные цели должны предоставляться предпринимателям под ставку не более восьми процентов годовых (примерно в два раза ниже текущей рыночной ставки) в размере от 500 тысяч до 15 миллионов рублей.
Размер субсидии кредитной организации равен ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации.
5. Существенно расширен перечень мер финансовой поддержки столичных экспортеров.
Теперь они могут возместить затраты при экспорте не только товаров, но и услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности.
Также в качестве нового направления субсидирования предусмотрены расходы на адаптацию продукции для международного рынка. К таким затратам могут быть отнесены расходы на разработку дизайна и интерфейса продукции в сфере ИТ-технологий, подготовку технической, тендерной, конкурсной документации и лицензионных соглашений, дублирование аудиовизуальной продукции и другие операции, предваряющие вывод товара на международный рынок.
Кроме того, вводится новый механизм поддержки — грант в размере 10 процентов от выполненного экспортного контракта, но не более 10 миллионов рублей или 50 процентов от объема налогов, уплаченных в городской бюджет. По сути, это экспортный кешбэк, размер которого будет зависеть от выручки, полученной компанией благодаря экспорту своих товаров или услуг.
Московские компании-экспортеры смогут, как и ранее, компенсировать затраты на транспортировку своей продукции за рубеж, получение охранных документов, сертификацию систем менеджмента качества и подтверждение соответствия товаров зарубежным требованиям.
Субсидирование экспортной деятельности рассчитано на предприятия, зарегистрированные в столице не менее чем за полгода до подачи заявки.
К числу наиболее популярных за рубежом товаров, произведенных в Москве, относятся машины и оборудование, электроника, а также товары широкого потребления и пищевая продукция. Объем несырьевого экспорта в 2019 году вырос на 23,2 процента по сравнению с 2018 годом, достигнув 30,2 миллиарда долларов США.
6. Расширен перечень получателей субсидии на инжиниринг. Теперь на нее могут претендовать участники Московского инновационного кластера, зарегистрированные в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее одного года до подачи заявки. Ранее минимальный срок составлял три года.
Субсидия компенсирует до 50 процентов понесенных затрат (но не более 50 миллионов рублей) на изготовление конструкторской документации и опытных образцов, а также приобретение оборудования. Оборудование должно быть установлено и эксплуатироваться на территории Москвы.
Кроме того, были внесены изменения в критерии оценки заявок: при их оценке предпочтение будет отдаваться субъектам малого и среднего предпринимательства.
Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/6414050/?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews
8) Меры поддержки креативных индустрий в г. Москве