Какой будет экономика после окончания пандемии и философию бизнес-решений в кризис обсудили московские делороссы на Первом международном онлайн-форуме "Мир после коронавируса: взгляд из сердца Евразии".
Эксперты высказали разные взгляды на объемы падения российской и мировой экономики, но сошлись в главном, прежней она станет не скоро, а некоторые её отрасли сильно изменятся.
Сопредседатель Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Бизнес посол России в Испании, руководитель Российско - испанского бизнес альянса ACIR/ACEA Эдуард Гулян отметил, что текущий формат общения изменил парадигму взаимоотношений как между партнерами, так и между работниками.
«Конечно, многие компании были готовы к этому, особенно международные и те, которые имеют широкую филиальную сеть. Сейчас это стало обыденностью для всех компаний», - добавил Э.Гулян.
По его мнению, очевиден несырьевой тренд и тренд в сторону услуг. «Очень много перспектив, особенно в плане использования той инфраструктуры, которую мы, предпринимательское сообщество, уже создали, то есть не нужно искать никаких дополнительных путей, торговых домов и тд. Это все уже существует. Я говорю про те страны, где это уже существует. Мы можем скачкообразно вырасти и, думаю, нам всем это будет полезно», - считает Э. Гулян.
Председатель Комитета по ВЭД и техническому регулированию Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», учредитель и генеральный директор компании V.I.G. Trans Игорь Ребельский в свою очередь убежден, что кризис открывает дополнительные возможности и точки роста для компаний. «Мы научились работать дистанционно и теперь понимаем, что можем отказаться от ряда офисных помещений, люди могут так же продуктивно работать из дома», - отметил И.Ребельский.
В своем выступлении Председатель Комитета по ВЭД и техническому регулированию МРО «Деловой России» подчеркнул, что благосостояние транспортно-логистической отрасли – индикатор состояния всей экономики в целом. Он привёл статистику, отражающую текущее состояние отрасли: товарооборот России за 2019 год составил 663 млрд долларов США, при этом экспорт превышает импорт в два раза.
«Мы экспортируем товар на сумму 420 млрд, при этом импортируем на 242 млрд, - поясняет эксперт. – Безусловно, здесь нужно отдать данность сырьевому экспорту, на долю которого приходится 265 млрд долларов, это 62% всего экспорта, а на долю несырьевого - 154 млрд долларов».
Игорь Ребельский полагает, что четверть экспорта от объема грузоперевозок по видам транспорта приходится на трубопроводный транспорт. «Это свидетельствует о том, что доля сырьевого экспорта действительно доминирующая», - добавил Председатель Комитета по ВЭД и техническому регулированию МРО «Деловой России».
По его оценке, на текущий момент в экспортной структуре страны малый и средний бизнес составляет лишь 8%, несмотря на положительную динамику роста за последние 5-6 лет. Задача, которую ставит правительство – вырасти за 2019-2020 годы до 10% - притормозит пандемия, заявил эксперт. Кроме того, на темп выполнения поручения влияет и общий низкий уровень транспортной инфраструктуры, что является большой проблемой для малого и среднего бизнеса. Фактически многие предприниматели повышают себестоимость товаров, т.к. вынуждены консолидировать грузы из-за недостатка хабов, перевалочных пунктов и возможности заказать транспортную единицу.
Чтобы экспорт в России развивался и рос, нужно хорошо стимулировать транспортно-логистическую отрасль, уверен эксперт. «Мы четко понимаем, что малый и средний бизнес - это непосредственно локомотив развития экономики. Чтобы наша экономика развивалась, надо этот локомотив поддерживать и развивать малый и средний бизнес», - резюмировал И.Ребельский.
Разные отрасли по-разному оказались готовы к цифровой трансформации. В некоторых она в принципе невозможна. Так по мнению председателя комитета по ресторанному бизнесу Московской Деловой России, вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России Сергея Миронова, «большинство ресторанов не переживут кризис». Он спрогнозировал две волны банкротств. Первая идёт уже сейчас. Вторая начнётся после открытия, когда выжившие рестораны поймут, что поток быстро не восстановится.
«В нашей отрасли падение выручки на 20% уже означает работу в убыток, - подчеркнул С. Миронов. – Эффективно работать на доставку могут только те структуры, которые изначально на нее ориентировались. 90% доставки это пицца и суши, для гастрономических ресторанов доставка сейчас обеспечивает не больше 10 процентов от оборота». По его мнению, сокращение спроса приведёт к росту рынка фаст-фуда, а серьезный ресторанный сектор среднего ценового сегмента будет потерян и восстановится нескоро.
Если отдельные сектора ждет сокращения, то другие трансформация и приспособление к новым условиям. Так туристическая отрасль в целом подготовлена к новым реалиям, считает председатель Комитета по гостиничному бизнесу Московской Деловой Дмитрий Шлопак.
На фоне пандемии международный туризм откатится к показателям 50-60 летней давности и на некоторое время станет уделом людей с доходами выше среднего, считает России Дмитрий Шлопак. Однако этот фактор открывает большие перспективы для развития внутреннего рынка туристических услуг. Объем экспорта туруслуг также может вырасти в объеме примерно в два раза на горизонте двух лет. Такое заявление Д. Шлопак сделал на секции Первого международного онлайн-форума "Мир после коронавируса: взгляд из сердца Евразии".
Падение доходов и покупательной способности приведет к изменению финансового поведения, отмечает Д. Шлопак. Полное восстановление экономики возможно только после восстановления доходов граждан. Для сферы туризма это будет означать приоритет внутреннего туризма с упором на низкую себестоимость доставки до места размещения. Это означает, что международный туризм станет уделом богатых и очень богатых людей.
«В России долгое время туризм не считался значимой сферой экономики, - отмечает Д. Шлопак. – Несмотря на это, ежегодно туротрасль в сегменте въездного туризма приносила до 11 млрд. долларов доходов в экономику России, что сравнимо с доходами от продажи леса или вооружений. Однако сальдо экспорт-импорт было отрицательным. Средний чек в Арабских эмиратах – 2800 долларов, в Краснодарском крае – 130 долларов на человека. За 10 лет Россия потеряла на этом отрицательном сальдо 290 млрд. долларов, что сравнимо с годовым бюджетом страны».
Но именно фактор экономии, вместе с ослаблением курса рубля и либерализацией визового режима, позволяет нарастить экспортный потенциал российского въездного туризма в два с лишним раза с 11 млрд. долларов до 24 млрд. долларов на горизонте 4-5 лет, считает Д. Шлопак. «Россия долго была закрытой страной и мы до сей поры terra incognita Для большинства наших соседей. Поэтому мы можем замкнуть на себя туристические потоки».
Тем не менее перспективы конкретного 2020 года не радужны. Год будет провальным для гостиничного бизнеса, считает Д. Шлопак. «Мы видим резкий рост интереса к размещению в курортных регионах, но большинство отелей даже на фоне резкой нехватки наличности не готовы принимать средства за бронирование, так как отсутствует понимание до какого времени продлятся ограничения на передвижение и т.д.».
Свои сложности есть и у креативной индустрии. Как заявила Общественный уполномоченный по культуре при бизнес-омбудсмене Москвы Мария Ольшанская, сейчас в число пострадавших отраслей попали только три ОКВЭД – кинопрокат, концертная и выставочная деятельность, тогда как сфер деятельности у индустрии в несколько раз больше. В отрасли трудится до 27% от занятых в Москве. Правда у государственных структур нет проблем с арендой, выплатой зарплат и налогов. А вот коммерческий сектор переживает не лучшие времена.
Вопросы трансформации событийной индустрии затронул Председатель Комитета специальных и конгрессно-выставочных мероприятий МРО «Деловой России» Павел Музыченко. По его мнению, надо быть предельно готовым к «коронакризису» после отмены режима повышенной готовности. «Сейчас мероприятия не проводятся, но рано или поздно карантин закончится и мы должны понимать, что будем делать после пандемии», - подчеркнул П.Музыченко. По его словам, в текущем году конгрессно-выставочная отрасль ожидала роста, постепенную отмену санкций, многие компании оправились от ситуации 2014 года, но наступил переломный момент - отмена Российского инвестиционного форума в Сочи.
«После этого все новости, которые к нам приходили, стали похожи на сводки с фронта, - подчеркнул эксперт. - Каждую неделю по всему миру начали отменять большие мероприятия. Следующим сильным ударом для отрасли была, конечно же, отмена Петербургского международного экономического форума, из-за чего отрасль потеряла около 15 млрд. рублей. Это без учета смежных отраслей».
Павел Музыченко отмечает, что после постепенных отмен запретов на проведение мероприятий должен быть разработан некий регламент, позволяющий соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы.