Ввести запрет на проведение выездных плановых таможенных проверок, проводить и продлевать сроки любых проверок только с согласия органов Прокуратуры, а также разработать механизм компенсации убытков предпринимателям, понесенных предпринимателями в результате необоснованных проверок. Такие предложения озвучили представители московской «Деловой России» по итогам совместного онлайн-вебинар с Московской межрегиональной транспортной прокуратурой, посвященного вопросам таможенного регулирования деятельности предпринимателей на территории Московского транспортного региона. Была также затронута проблема несвоевременного вывоза со складов временного хранения (СВХ) товаров, обращённых в государственную собственность.
В вебинаре приняли участие представители Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, Центрального таможенного управления, Московской областной таможни, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федеральной службы судебных приставов, члены Московского регионального отделения «Деловой России», эксперты Центра правовой поддержки бизнеса МРО «Деловая Россия». Модератором мероприятия выступил член Совета МРО "Деловая Россия", Председатель центра правовой поддержки бизнеса" Алексей Мишин.
Зам. прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, государственный советник юстиции 3 класса Олег Опёнышев отметил, что вопросы деятельности СВХ и выездных таможенных проверок находятся в фокусе внимания ММТП. За прошлый год Прокуратурой было зарегистрировано 5000 документов об обращении в государственную собственность товаров из СВХ. Также были зафиксированы нарушения при оформлении результатов проверок, фиксации их кода, и затягивание сроков проверок.
Непоправимый материальный и репутационный ущерб бизнесу часто наносят длительные таможенные проверки, заявил председатель Комитета по ВЭД и техническому регулированию московской «Деловой России», учредитель и гендиректор компании VIG Trans Игорь Ребельский. Прежде всего это вызвано тем, что предприниматель не имеет право распоряжаться товаром, на производство частично или полностью накладывается арест.
В условиях постепенного восстановления экономики после карантинных мер такие ситуации недопустимы считает И. Ребельский. «Временная приостановка проверок – это полумера, которая только латает пробоины в асфальте, когда уже пора класть новый, - заявил он. - Нам необходимо закладывать фундамент паритетных отношений между всеми участниками внешнеэкономической деятельности».
В этой связи он предложил инициировать разработку строгих критериев, в соответствии с которыми таможенный орган имеет право назначать проверку, и внести соответствующие изменения в ФЗ «О таможенном регулировании». В частности, запретить на национальном уровне проведение плановых выездных проверок (ТК ЕАЭС оставило такое право за национальным законодательством).
Также И. Ребельский предложил предусмотреть законодательством порядок, при котором решение о продлении срока проверки выносится таможенным органом по согласованию и с одобрения прокуратуры. При этом продление срока должно быть обосновано очевидными фактами выявленных нарушений (а не потому, что таможня не успела). Кроме того, он выдвинул идею осуществления прокурорского контроля за деятельностью ФТС с целью подтверждения обоснованности проверок, а также контроля сроков их выполнения.
В случаях если убытки всё же нанесены, И. Ребельский предложил разработать механизм компенсации убытков, которые несет бизнес предпринимателя в результате проведения таможенной проверки.
На проблему несвоевременного вывоза со СВХ управлениями Росимущества товаров, которые были обращены в госсобственность на основании конфискации или признания их бесхозными, обратил внимание гендиректор ООО "Северная звезда АИП - "Экспресс экспедиция» Алексей Агафонов. Эта ситуация даже приводит к судебным процессам между органами госвласти.
Существование проблемы подтвердили представители Мособлтаможни. На данный момент из 30 СВХ Московской области 15 используются для хранения товаров, обращённых в госсобственность, на окторых в 2019 году хранилось 248 товарных партий, принадлежащих государству, привёл данные Заместитель начальника Московской областной таможни, полковник таможенной службы Андрей Морозов. За первые три квартала 2018 года ни одна из них не была вывезена в десятидневный срок, установленный 1238 Постановлением Правительства. Тем не менее, по его словам, на текущий момент ситуация исправляется и есть основания ожидать, что к концу 2020 года проблема будет в основном решена.
Со своей стороны Алексей Агафонов предложил установить обязательный порядок заключения договоров на возмездное хранение товаров, которые обращены в государственную собственность, между СВХ и и Росимуществом.