Экономика РФ: уточнение прогноза до 2024 года
Обновление прогноза на 2020–2024 годы состояло в учете негативного эффекта пандемии коронавируса, последствий прекращения и возобновления сделки ОПЕК+ для конъюнктуры нефтяного рынка и влияния компенсирующих мер Правительства РФ и Банка России на российскую экономику. Необходимые карантинные меры в рамках борьбы с пандемией привели к резкому спаду активности в секторе услуг и нарушению производственных цепочек в большинстве стран мира. Наблюдаемая ситуация сохранится как минимум в течение 2020 года и усугубит эффект промышленного спада 2019 года в некоторых странах. Продолжительность и глубина кризисных явлений будут в первую очередь зависеть от длительности острого периода пандемии, а в случае увеличения данного периода все большую роль будут играть достаточность государственной поддержки компаний и населения и эффективность банковских систем пострадавших стран.
Базовый сценарий для России предполагает снижение реального ВВП на 4–4,5% в 2020-м и восстановление на 2–3% в 2021-м. Этот сценарий основан на предположении, что карантинные ограничения примут периодически повторяющийся характер и будут полностью сняты в случае появления эффективного лекарства или когда большая часть населения перенесет заболевание или вакцинируется и таким образом приобретет иммунитет. Длительность восстановления экономики критическим образом зависит от того, насколько банковская система будет способна закрыть разрывы ликвидности в пострадавших трудоемких отраслях, а также от того, будет ли государство увеличивать поддержку потребительского спроса. Пессимистичный сценарий предусматривает падение реального ВВП на 7–7,5% и начало восстановления экономики лишь в 2022-м.
Некоторые выводы из текущего экономического кризиса можно сделать уже сейчас. Основные параметры российского бюджетного правила наконец настроены на шоки нефтяных цен, однако в случае шока, не связанного с нефтяным рынком, гибкость бюджетного правила может оказаться недостаточной. Течение кризиса будет зависеть от способности банковского сектора поддерживать ликвидность компаний малого и среднего бизнеса (МСБ), что в свою очередь потребует помощи со стороны правительства и Банка России. Наконец, здоровье населения и здравоохранение — это не просто один из факторов нематериального благосостояния, а экономическая категория, оказывающая прямое влияние на производство, доходы и богатство.
Читать далее в источнике:
https://www.acra-ratings.ru/research/1769