Деловая Россия: московское региональное отделение
Деловая Россия: московское региональное отделение
123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж

vk tg

Использование релевантных оценок Банка России может стать инструментом давления на предпринимателей

Использование релевантных оценок Банка России может стать инструментом давления на предпринимателей

Использование релевантных оценок Банка России может стать инструментом давления на предпринимателей
https://deloros-msk.ru/publikatsii/ispolzovanie-relevantnykh-otsenok-banka-rossii-mozhet-stat-instrumentom-davleniya-na-predprinimatele/ Использование релевантных оценок Банка России может стать инструментом давления на предпринимателей

Руководитель Центра правовой поддержки бизнеса московской Деловой России, адвокат Алексей Мишин делится своим мнением о перспективах внедрения Банком России единой межбанковской платформы Банка России по проверке клиентов кредитных организаций по «антиотмывочному законодательству: «Знай своего клиента» и сопутствующих им рисках.

 

1. Как вы оцениваете появление такого механизма?

Для предпринимателя самое важное во взаимодействии с банком, через которую он осуществляет свои финансовые расчеты, как открытость, так и скорость и объективность принимаемых решений. Внедрение централизованного информационного сервиса анализа деятельности клиента на основании источников, которые имеются в доступе Центрального банка в силу его функций, позволило бы существенно снизить процент необоснованных приостановок и блокировок по счетам предпринимателей, что в свою очередь, положительно скажется на повышении эффективности экономики в целом.  

2. Какие сложности сейчас испытывает бизнес с банковской проверкой?

Определение риска клиента с точки зрения «антиотмывочного» законодательства имеет большое значение непосредственно для самих клиентов банков – предпринимателей. В сложившейся ситуации жесткого регулирования в данной сфере, а также недостаточной компетенцией сотрудников финансового мониторинга банков и недостаточной осведомленностью о деятельности клиента, предприниматели сталкиваются с приостановкой проведения операций по их расчетным счетам. В связи с техническими сложностями и большой длительностью реализации процедуры «реабилитации» подозрения банка фактически блокируют их финансово-хозяйственную деятельность, как следствие, приводят к несвоевременному исполнению обязательств с контрагентами, убыткам и возможной последующей ликвидации бизнеса. Данная проблема в настоящее время уже достигла таких масштабов, что бурно обсуждается на всех уровнях.

3. Проект практически полностью изменит регламент отказов в обслуживании, отказов в проведении операций. Фактически, клиенты из "красной зоны" будут отрезаны от банковского обслуживания. Вызовет ли это дополнительные сложности у бизнеса?

Как известно, тестовая версия платформы уже была опробована в Сбербанке и выявила ряд серьезных рисков, которые могут проявиться после внедрения системы. В первую очередь, согласно мнению экспертов, которые были привлечены к оценке работы тестовой версии, использование релевантных оценок Банка России может стать инструментом давления на предпринимателей. Что это значит? Релевантность оценок применяемых к разным юридическим лицам, в том числе по масштабу деятельности, применяемой системе налогообложения, специфике деятельности, может привести к срабатыванию триггеров, которые не могут быть применены ко всем видам бизнеса одинаково. Таким образом, могут возникнуть ситуации, когда компания попадет ошибочно в красную зону, что фактически блокирует ее деятельность и приводит к существенным убыткам. Во-вторых, клиент может попасть в красную категорию из-за подозрительных операций в других банках. В этом случае банку потребуется дополнительная информация для принятия решения, и если ее не окажется в системе, предлагаемой Банком России, бумажная волокита может возрасти.

Для эффективного и безопасного развития и функционирования цифрового финансового пространства необходима реализация скоординированных мероприятий на уровне всех его участников (Банка России, финансовых организаций, вендоров и предпринимателей-клиентов финансовых организаций), а также своевременное пропорциональное регулирование, которое должно, с одной стороны, поддерживать стабильность финансовой системы и защищать права потребителей банковских услуг, а с другой — содействовать развитию и внедрению цифровых инноваций.

Полагаю, целесообразным рассмотреть возможность создания экспертной рабочей группы, в которую помимо регулятора и непосредственных участников финансового рынка вошли бы представители предпринимательского сообщества – основные пользователи банковских услуг.

Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел