123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж
Facebook Instagram Youtube

Мораторий на проверки не спасет, но хоть как-то ослабит проблему

21.09.2020

ергей Миронов, председатель Комитета по ресторанному бизнесу Московского регионального отделения «Деловой России», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России – о мерах поддержки бизнеса в период коронавируса
Эксперты / Павел Еськов 21 сентября 2020, 17:50

VKFacebookTwitter

– Насколько эффективны были меры поддержки?

– Меры были действительно хорошие. Другое дело, что не все смогли их получить. Потому что были, безусловно, федеральные меры, субсидии федеральные, федеральные кредиты, которые в теории можно не вернуть – они могут быть списаны. И были муниципальные: Москва оказала действенные меры поддержки.

Меры были. Другое дело, что не все предприятия попали под условия, при которых эта поддержка может быть оказана.

Что еще важно, поддержка не покрывает полностью убытки. Она покрывала лишь часть убытков. Кому-то этой части хватило, кому-то не хватило. Тем, кто не получил поддержку, естественно, тяжелее всего.

– Но, даже когда получали поддержку, было понятно, что рано или поздно придется платить и налоги, и кредиты. И вот этот час настал. А из чего платить? Ведь дохода-то, по сути, нет.

– Действительно, можно сказать, что экономика ресторанов до сих пор не восстановилась в большинстве своем. Да, мы понимаем, что все, абсолютно все рестораны в марте понесли убытки. А потом – несколько месяцев карантина. Для Москвы – это три месяца, для каких-то регионов – по пять месяцев. И вот этот простой для многих оказался тяжелейшим. Практически все платили коммуналку и эксплуатацию (никто не списывал), а эксплуатация очень высокая в ресторанах. Очень многие заплатили аренду: кто-то половину аренды, кто-то полную. Практически у всех огромнейшие списания продуктов, которые пропали.

Ну и конечно, зарплата сотрудников. Какие бы ни были увольнения, сокращения, отпуска, все равно сотрудники работали. И много сотрудников работало. И на них уходили деньги.

Плюс очень многие рестораторы ошиблись, когда попытались в этот момент не закрыться, а работать по доставке. Все-таки доставка – это специфика. Это, как правило, пицца, суши, бургеры. Кто до пандемии работал с доставкой, у кого она была успешной, те и во время карантина хорошо отработали на доставке и практически не понесли убытков. Ну а для тех, кто раньше доставкой не занимался, а попытался создать ее во время пандемии… Во-первых, они не смогли ее создать, поскольку не хватило времени. А во-вторых, если продукт не подходил для доставки ранее, то он не подходил для доставки и в период пандемии. Это была ошибка, и многие понесли убытки, пытаясь функционировать в нетипичном для себя образе.

Все это закончилось. Рестораны начали работать. И тут получилось так, что большинство ресторанов не восстановилось. А это – все рестораны, которые связаны с работой бизнес-центров, те, кто ориентировался на завтраки и ланчи, семейные рестораны, куда ходят большими компаниями и с детьми. Они до сих пор не получили своего гостя: у кого-то 30% провал, у кого-то – 50%.

Но при этом есть рестораны, которые полностью восстановили свою выручку. И даже еще прибавили. Это рестораны, которые находятся в «тусовочных» местах и которые были ориентированы на ужин с самого начала.

Но для многих тем не менее это убытки. И мы ожидаем много закрытий.

– Многие эксперты оценивают сегодняшний этап даже более сложным и опасным для бизнеса. Вы считаете это утверждение справедливым?

– К сожалению, рестораны закроются. Чудес не бывает. Если ресторан уже понес огромные убытки, взял кредиты, получил отсрочки по уплате налогов, а завтра ему придется все это платить, а у него минус 30% гостей… Сразу поясню, что минус 30% гостей – это убыток ресторана. Рестораны уже давно, с 2014 года, низкомаржинальный бизнес. Раньше это был хороший, успешный бизнес, который приносил много денег, но, к сожалению, с 2014 года, с изменением входящих цен, с изменением целого ряда аспектов в работе, он стал низкомаржинальным. Рестораны много не зарабатывают.

Соответственно, кому-то повезло – он попал на проходное место, он держится, но кто-то закроется.

То, что государство не будет «прощать» налоги, это понятно: у государства и так дыра в бюджете. Ну разве что введут какие-то моратории на все проверки. Может, это даст возможность как-то выкрутиться.

С одной стороны, мы говорим, что надо дать возможность бизнесу выжить, но с другой – по мелочам бизнес долбят. Долбят то одни органы, то вторые.

То начинаем проверять маски, то придираться начинаем. А это все очень болезненно.

Мораторий на проверки, понятно, не спасет никого, но хоть как-то ослабит экономическую проблему, которая есть у предприятия.

– Расскажите о конкретных примерах ресторанов, не выдержавших в этих условиях.

– Да, конечно. Пример ресторана «Гудман», который почти полностью закрывается. Все закрываются. А их осталось-то несколько штук, да и то, как я понимаю, чтобы продать продукты. Проблема в первую очередь – экономика. Убытки и нынешнее количество гостей не позволили сети ресторанов работать. Они трезво оценили ситуацию и решили закрыться, переформатироваться. То есть они понимают, что из нынешней ситуации им не выйти.

Или рестораны «Грабли». У них нет людей, они пытаются как-то производить продукты кулинарии. Но рестораны, основанные на офисе, на бизнес-центрах, которые не получили после карантина этих офисников назад, оказались в достаточно жесткой ситуации. И таких ресторанов огромное количество.

Есть и обратные примеры, как кто-то начал расти на этом коронавирусе. Это рестораны на Патриках (Патриаршие пруды. – «ФГ»). По какому-то интересному совпадению, по интересной случайности сюда пошли люди, место стало модным. Соответственно, на Патриках рестораны работают. Рестораны, которые всех вокруг раздражают, но там нормально с гостями.






Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в FB Поделиться в Tw

Элемент 7830 не найден.

Вернуться к списку


Публикации по теме:
B2B раздел