Деловая Россия: московское региональное отделение
Деловая Россия: московское региональное отделение
123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж

vk tg

Нужны ли частные судебные приставы бизнесу

Нужны ли частные судебные приставы бизнесу

Нужны ли частные судебные приставы бизнесу
https://deloros-msk.ru/publikatsii/nuzhny-li-chastnye-sudebnye-pristavy-biznesu/ Нужны ли частные судебные приставы бизнесу
Минфин России – ведомство консервативное. Многие реформы разбиваются об этот оплот бюджетной дисциплины. Но иногда логика экономической необходимости перевешивает этот консерватизм. Похоже, что в случае с введением в России института частных судебных приставов так и случилось. В январе 2020 года Минфин дал свое принципиальное согласие на принятие соответствующего закона.

Судебный пристав в форме

Проблема повышения качества принудительного исполнения уже давно назрела. Официальная статистика гласит (табл. 1), что в 2018 году в ФССП находилось 87584813 судебных производств. При этом исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов осуществляют 23694 сотрудника службы. Путем нехитрой арифметики получаем, что на каждого сотрудника, занимающегося исполнительным производством в 2018–2019 годах, приходилось в среднем около 3696 производств. Поэтому в год на каждое из производств он может выделить примерно 33 минуты!

В такой ситуации трудно говорить о полном и качественном исполнении судебных решений. Закрывается всего 60% судебных производств. При этом больше половины – с нарушением процессуальных сроков. Суммы, недополученные экономикой, исчисляются миллиардами рублей. И бизнес тут страдает в первую очередь, так как первыми при исполнении становятся государственные структуры, а компании ждут закрытия исполнительных листов месяцами и годами.

В сложившейся обстановке государство предпринимает разноплановые действия по улучшению принудительного исполнения.

Несколько последних лет в ФССП поступают серьезные дополнительные средства на оплату труда сотрудников. Это позволило снизить текучесть кадров почти с 30% до менее 20%, что, в свою очередь, в немалой степени способствовало сохранению лучших специалистов, а следовательно, улучшению работы службы в целом.

Огромным шагом вперед в развитии ФССП и принудительного исполнения призван стать принятый в октябре 2019 года Федеральный закон № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Хотя работа по его реализации еще только началась, необходимо внести еще ряд изменений в действующие законы и принять новые подзаконные акты. Уже сейчас очевидно, что с принятием этого закона ФССП приобретает новое качество, прежде всего в сфере служебных полномочий и социальной защищенности сотрудников. Сейчас идет непростой период перестройки службы, который предположительно займет до полугода. Однако не вызывает сомнения, что в самое ближайшее время ФССП станет более сильной, организованной и эффективной структурой.

И все же объем производств не позволяет полностью закрыть его силами ФССП, даже с учетом всех позитивных изменений.

Приватизация принудительного исполнения

Единственный ресурс повышения эффективности принудительного исполнения – институт частных судебных приставов. Этот вопрос обсуждается уже многие годы, наибольшую активность эта работа приобрела в 2019–2020 годах. Странно, что Минфин видит причиной создания такого института «экономию бюджетных расходов», а не насущную необходимость вливания «замороженных» из-за неисполнения судебных решений и так необходимых экономике средств.

Как показывают многолетние финансово-экономические исследования и опросы общественного мнения, именно предприниматели больше всего страдают и проявляют наибольшее недовольство низкой эффективностью исполнительного производства. Кстати, именно в этом же сегменте заложен и наибольший потенциал для дополнительных финансовых вливаний в экономику. Исходя из этого, действительно институт частных судебных приставов – это актуальное, экономически очень значимое и перспективное направление принудительного исполнения.

Разумеется, при соблюдении определенных условий, а именно:

-     Во-первых, это должны быть действительно частные судебные приставы, а не реинкарнация коллекторских агентств. Частные приставы должны иметь статус, схожий со статусом адвокатов, и поэтому иметь профильное высшее образование, опыт работы по принудительному исполнению в государственных органах или частных структурах, обладать знаниями законодательных и подзаконных актов, регламентирующих их деятельность, обязательно иметь безупречную репутацию.

-     Во-вторых, предметом работы частных приставов должны стать наиболее сложные, трудоемкие и крупные производства, в которых взыскателями выступают юридические лица. Почему именно бизнес может и должен стать клиентом частных приставов? Особенно на начальном этапе их работы. Прежде всего потому, что только у бизнеса есть и возможности, и желание привлечь наиболее компетентных специалистов, оплатить дополнительные и экстренные процедуры по розыску и аресту имущества должников и т. п. Хотя исполнительский сбор с должника в размере 7%, я надеюсь, отменен не будет. И в этом случае будет поступать частным приставам. Очевидно, что бизнесу придется доплатить частным приставам 10%, а может быть, и 20% от взысканной суммы. Мой опыт работы со взыскателями-предпринимателями показывает, что подавляющее большинство их готово на такие расходы.

-     Однако надо иметь также в виду, что между арестом имущества должника и взысканным долгом лежит еще стадия оценки и реализации арестованного имущества. Эта работа осуществляется не судебными приставами, а Росимуществом в лице его специализированного подразделения и уполномоченных организаций. Эта стадия наиболее трудоемкая, длительная и сложная во всем процессе обращения взыскания на имущество. Поэтому очевидно, что создание института частных судебных приставов без перестройки системы оценки и реализации арестованного имущества практически не имеет смысла. Поэтому, поддерживая в целом идею создания института частных судебных приставов, я вижу, что нас ждет огромный объем работы не только по формированию самого этого института и правовому регулированию его деятельности, но и по решению целого ряда других проблем принудительного исполнения, без чего эта замечательная идея обречена на провал.

Запрос бизнеса

И в связи с этим закономерно возникает вопрос: что можно и нужно делать бизнесу, для того чтобы перестройка системы принудительного исполнения в стране не только не ухудшила, а, напротив, существенно улучшила нынешнее, мягко говоря, не вполне удовлетворяющее предпринимателей состояние дел?

Прежде всего предпринимателям вообще и предпринимательским сообществам в частности необходимо активнее включиться в работу по разработке и обсуждению проектов законодательных и нормативных актов, регламентирующих эту сферу деятельности. Для этого нужно создать соответствующие профильные комитеты или как минимум постоянно действующие рабочие группы. В настоящее время лучше всего эта работа поставлена в Российском союзе промышленников и предпринимателей, где в конце 2019 года прошло заседание круглого стола с участием руководителя ФССП – главного судебного пристава РФ Д. Аристова, и в Торгово-промышленной палате РФ, в которой уже подготовили проект федерального закона о частных судебных приставах. Очевидно, что и «Деловой России» и «Опоре России» необходимо незамедлительно активно включаться в эту работу, поскольку именно сейчас формируется правовая основа нового института принудительного исполнения, с которым бизнесу придется взаимодействовать много и долго.

Также важно, чтобы в подготовке и обсуждении проекта приняли участие максимальное число предпринимателей. Каждый из нас время от времени становится то взыскателем, то должником, а некоторые даже занимаются сопровождением исполнительных производств на постоянной основе. Поэтому практически у каждого предпринимателя есть своя (да еще и не одна) история взаимоотношений с судебными приставами. И есть предложения по улучшению состояния дел в этой сфере. И очень важно собрать этот разнообразный опыт, изучить и обобщить его и на этой практической основе подготовить деловые проекты и предложения.

И наконец, бизнес перестал бы быть бизнесом, если бы не задался вопросом, какую прибыль он может извлечь в этом случае. Особенно интересно это тем предпринимателям, которые профессионально занимаются сопровождением исполнительных производств. Ключевое значение для них будет иметь решение о том, кто будет контролировать деятельность частных судебных приставов – ФССП или их собственные объединения. На этот счет существует несколько взаимоисключающих мнений. Я, как человек, занимающийся почти 25 лет взысканием задолженностей сначала в пользу государства, а впоследствии в интересах организаций и граждан, считаю целесообразным соединить обе позиции. Например, первые 2–3 года возложить контроль за деятельностью частных судебных приставов на ФССП, а затем передать эту функцию профобъединениям частных судебных приставов.

В заключение хотел бы сравнить создание института частных судебных приставов с появлением в нашей жизни в свое время частной медицины или частного образования. Смысл института частных приставов не в противопоставлении существующей системе исполнительного производства, а в ее развитии, дополнении новыми возможностями, формами и методами работы, что в конечном итоге должно способствовать обеспечению в нашей стране своевременного законного, справедливого и эффективного исполнения судебных решений, а также наполнить нашу стагнирующую экономику новыми финансами и материальными ресурсами.

Именно бизнес может и должен стать клиентом частных приставов. Особенно на начальном этапе их работы. Только у него есть и возможности, и желание привлечь наиболее компетентных специалистов, оплатить дополнительные и экстренные процедуры по розыску и аресту имущества должников и т. п.

Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел