Проблема повышения качества принудительного исполнения уже давно назрела. Официальная статистика гласит (табл. 1), что в 2018 году в ФССП находилось 87584813 судебных производств. При этом исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов осуществляют 23694 сотрудника службы. Путем нехитрой арифметики получаем, что на каждого сотрудника, занимающегося исполнительным производством в 2018–2019 годах, приходилось в среднем около 3696 производств. Поэтому в год на каждое из производств он может выделить примерно 33 минуты!
В такой ситуации трудно говорить о полном и качественном исполнении судебных решений. Закрывается всего 60% судебных производств. При этом больше половины – с нарушением процессуальных сроков. Суммы, недополученные экономикой, исчисляются миллиардами рублей. И бизнес тут страдает в первую очередь, так как первыми при исполнении становятся государственные структуры, а компании ждут закрытия исполнительных листов месяцами и годами.
В сложившейся обстановке государство предпринимает разноплановые действия по улучшению принудительного исполнения.
Несколько последних лет в ФССП поступают серьезные дополнительные средства на оплату труда сотрудников. Это позволило снизить текучесть кадров почти с 30% до менее 20%, что, в свою очередь, в немалой степени способствовало сохранению лучших специалистов, а следовательно, улучшению работы службы в целом.
Огромным шагом вперед в развитии ФССП и принудительного исполнения призван стать принятый в октябре 2019 года Федеральный закон № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Хотя работа по его реализации еще только началась, необходимо внести еще ряд изменений в действующие законы и принять новые подзаконные акты. Уже сейчас очевидно, что с принятием этого закона ФССП приобретает новое качество, прежде всего в сфере служебных полномочий и социальной защищенности сотрудников. Сейчас идет непростой период перестройки службы, который предположительно займет до полугода. Однако не вызывает сомнения, что в самое ближайшее время ФССП станет более сильной, организованной и эффективной структурой.
И все же объем производств не позволяет полностью закрыть его силами ФССП, даже с учетом всех позитивных изменений.
Приватизация принудительного исполнения
Единственный ресурс повышения эффективности принудительного исполнения – институт частных судебных приставов. Этот вопрос обсуждается уже многие годы, наибольшую активность эта работа приобрела в 2019–2020 годах. Странно, что Минфин видит причиной создания такого института «экономию бюджетных расходов», а не насущную необходимость вливания «замороженных» из-за неисполнения судебных решений и так необходимых экономике средств.
Как показывают многолетние финансово-экономические исследования и опросы общественного мнения, именно предприниматели больше всего страдают и проявляют наибольшее недовольство низкой эффективностью исполнительного производства. Кстати, именно в этом же сегменте заложен и наибольший потенциал для дополнительных финансовых вливаний в экономику. Исходя из этого, действительно институт частных судебных приставов – это актуальное, экономически очень значимое и перспективное направление принудительного исполнения.
Разумеется, при соблюдении определенных условий, а именно:
- Во-первых, это должны быть действительно частные судебные приставы, а не реинкарнация коллекторских агентств. Частные приставы должны иметь статус, схожий со статусом адвокатов, и поэтому иметь профильное высшее образование, опыт работы по принудительному исполнению в государственных органах или частных структурах, обладать знаниями законодательных и подзаконных актов, регламентирующих их деятельность, обязательно иметь безупречную репутацию.
- Во-вторых, предметом работы частных приставов должны стать наиболее сложные, трудоемкие и крупные производства, в которых взыскателями выступают юридические лица. Почему именно бизнес может и должен стать клиентом частных приставов? Особенно на начальном этапе их работы. Прежде всего потому, что только у бизнеса есть и возможности, и желание привлечь наиболее компетентных специалистов, оплатить дополнительные и экстренные процедуры по розыску и аресту имущества должников и т. п. Хотя исполнительский сбор с должника в размере 7%, я надеюсь, отменен не будет. И в этом случае будет поступать частным приставам. Очевидно, что бизнесу придется доплатить частным приставам 10%, а может быть, и 20% от взысканной суммы. Мой опыт работы со взыскателями-предпринимателями показывает, что подавляющее большинство их готово на такие расходы.
- Однако надо иметь также в виду, что между арестом имущества должника и взысканным долгом лежит еще стадия оценки и реализации арестованного имущества. Эта работа осуществляется не судебными приставами, а Росимуществом в лице его специализированного подразделения и уполномоченных организаций. Эта стадия наиболее трудоемкая, длительная и сложная во всем процессе обращения взыскания на имущество. Поэтому очевидно, что создание института частных судебных приставов без перестройки системы оценки и реализации арестованного имущества практически не имеет смысла. Поэтому, поддерживая в целом идею создания института частных судебных приставов, я вижу, что нас ждет огромный объем работы не только по формированию самого этого института и правовому регулированию его деятельности, но и по решению целого ряда других проблем принудительного исполнения, без чего эта замечательная идея обречена на провал.
Запрос бизнеса
И в связи с этим закономерно возникает вопрос: что можно и нужно делать бизнесу, для того чтобы перестройка системы принудительного исполнения в стране не только не ухудшила, а, напротив, существенно улучшила нынешнее, мягко говоря, не вполне удовлетворяющее предпринимателей состояние дел?
Прежде всего предпринимателям вообще и предпринимательским сообществам в частности необходимо активнее включиться в работу по разработке и обсуждению проектов законодательных и нормативных актов, регламентирующих эту сферу деятельности. Для этого нужно создать соответствующие профильные комитеты или как минимум постоянно действующие рабочие группы. В настоящее время лучше всего эта работа поставлена в Российском союзе промышленников и предпринимателей, где в конце 2019 года прошло заседание круглого стола с участием руководителя ФССП – главного судебного пристава РФ Д. Аристова, и в Торгово-промышленной палате РФ, в которой уже подготовили проект федерального закона о частных судебных приставах. Очевидно, что и «Деловой России» и «Опоре России» необходимо незамедлительно активно включаться в эту работу, поскольку именно сейчас формируется правовая основа нового института принудительного исполнения, с которым бизнесу придется взаимодействовать много и долго.
Также важно, чтобы в подготовке и обсуждении проекта приняли участие максимальное число предпринимателей. Каждый из нас время от времени становится то взыскателем, то должником, а некоторые даже занимаются сопровождением исполнительных производств на постоянной основе. Поэтому практически у каждого предпринимателя есть своя (да еще и не одна) история взаимоотношений с судебными приставами. И есть предложения по улучшению состояния дел в этой сфере. И очень важно собрать этот разнообразный опыт, изучить и обобщить его и на этой практической основе подготовить деловые проекты и предложения.
И наконец, бизнес перестал бы быть бизнесом, если бы не задался вопросом, какую прибыль он может извлечь в этом случае. Особенно интересно это тем предпринимателям, которые профессионально занимаются сопровождением исполнительных производств. Ключевое значение для них будет иметь решение о том, кто будет контролировать деятельность частных судебных приставов – ФССП или их собственные объединения. На этот счет существует несколько взаимоисключающих мнений. Я, как человек, занимающийся почти 25 лет взысканием задолженностей сначала в пользу государства, а впоследствии в интересах организаций и граждан, считаю целесообразным соединить обе позиции. Например, первые 2–3 года возложить контроль за деятельностью частных судебных приставов на ФССП, а затем передать эту функцию профобъединениям частных судебных приставов.
В заключение хотел бы сравнить создание института частных судебных приставов с появлением в нашей жизни в свое время частной медицины или частного образования. Смысл института частных приставов не в противопоставлении существующей системе исполнительного производства, а в ее развитии, дополнении новыми возможностями, формами и методами работы, что в конечном итоге должно способствовать обеспечению в нашей стране своевременного законного, справедливого и эффективного исполнения судебных решений, а также наполнить нашу стагнирующую экономику новыми финансами и материальными ресурсами.
Именно бизнес может и должен стать клиентом частных приставов. Особенно на начальном этапе их работы. Только у него есть и возможности, и желание привлечь наиболее компетентных специалистов, оплатить дополнительные и экстренные процедуры по розыску и аресту имущества должников и т. п.