Хозяев жизни в одночасье изолировали по домам, лишив привычных благ — распродаж, безоглядного шопинга и т.п. Интернет-магазины делают все что могут, но массовый потребитель уже привык себя ни в чем не ограничивать и покупать везде, где ему вздумается. Однако на новые храмы, то есть торгово-развлекательные центры, повесили замки; закрыты отели, магазины duty-free при аэропортах… Ситуация уникальная.
В этой связи весьма показательно, кого принялись спасать власти различных государств? Бизнес, как это делалось и раньше? Или массового потребителя? США, Сингапур, ряд европейских стран практически сразу заявили о раздаче денег напрямую населению. В виде разовых выплат, ежемесячной финансовой поддержки. Не считая дополнительных льгот по уплате налогов, жилищно-коммунальных услуг и т.п.
Это не просто косметическая мера, стимулирующая, хоть и незначительно, внутренний спрос. Раздача денег — символическая попытка сохранить статус-кво покупателей, их особое место в современной пищевой цепочке. Чтобы даже в критической ситуации они чувствовали, кто тут царь и бог, а кому государство должно воздать должное.
Как эта ситуация отразится на все других потребителях? Которых сейчас лишают чувства собственного достоинства? Их не только изолировали в четырех стенах (пусть и ради благой цели), но еще и начали пугать крупными штрафами за нарушение особого домашнего режима?
Никто и никогда со времен Второй мировой войны так не обесценивал покупательные способности населения. Даже в России во время дефолта 1998 года, мирового финансового кризиса 2008 года и девальвации рубля в 2014-м…
Поставит ли COVID-19 крест на мировом шопоголизме, вернется ли эпоха разумного потребления или вакцина от коронавируса убьет и потребительскую контрреволюцию? Ответы мы увидим в ближайшие месяцы, и они будут крайне интересны не только маркетологам, но и инвесторам, и всем тем предпринимателям, которые уже сейчас начали искать новые перспективные ниши и форматы работы с потребителями.
Источник: https://www.if24.ru/potrebitelskaya-kontrrevolyutsiya-virus-protiv-shopogolizma/