Однако в целом картина вызывает больше пессимизма. Роста доходов населения, как и роста ВВП, мы не ожидаем. Стагнация реальных доходов – отрицательный фактор экономики уже не первый год. В 2019 году она усилилась. По ожиданиям Минэкономразвития, рост реальных доходов составит не более 0,1%.
Тем не менее возможно некоторое снижение долгового бремени граждан, которые смогут перекредитоваться по более низким ставкам вследствие политики низкой ключевой ставки ЦБ. Но и тут эффект будет отложенным и проявится скорее во II полугодии. I полугодие 2020 года министр экономического развития Максим Орешкин уже назвал «потерянным для потребительского спроса».
Продолжит расти трансграничная торговля. А это сегмент, который исключает в своей цепочке российский бизнес. С одной стороны, с 1 января снизили беспошлинный ввоз с 500 евро до 200 евро. С другой – если раньше 500 евро было ограничением в месяц, сейчас можно ввозить любое количество посылок без пошлин до 200 евро. И сама пошлина опустилась с 30 до 15%.
Также будет расти выручка интернет-торговли внутри страны. Это ударит по офлайн-ритейлу, особенно в регионах. Выручка в первую очередь в fashion-ритейле и в целом в непродовольственной рознице будет падать. Что повлечет за собой кризис на рынке торговой недвижимости и прочих связанных с ритейлом секторах. Строительные компании будут упирать на строительство жилья, так как снижение ключевой ставки приведет к снижению ставок ипотеки и росту кредитования.
Покупателю стало легче, сегодня ему открыт доступ к товару практически в любой точке мира. Маркетплейсы делают легким вход на наш рынок любых иностранных брендов. Поэтому доля российского бизнеса во многих секторах будет падать.
Все же не стоит ожидать глобальных поведенческих изменений на потребительском рынке, так как без роста реальных доходов граждан им просто будет неоткуда взяться. Его, в свою очередь, может обеспечить исключительно последовательная промышленная политика по созданию новых рабочих мест в производственном секторе. Сейчас же мы видим стимулирование сектора услуг в виде расширения эксперимента с самозанятыми, что на стагнирующем рынке – плохая идея.
Андрей Павлов