Деловая Россия: московское региональное отделение
Деловая Россия: московское региональное отделение
123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж

vk tg

Три источника коррупционных преступлений

Три источника коррупционных преступлений

Три источника коррупционных преступлений
https://deloros-msk.ru/publikatsii/tri-istochnika-korruptsionnykh-prestupleniy/ Три источника коррупционных преступлений

Зачастую к коррупции как бизнесменов, так и чиновников подталкивает возможность разной трактовки законов. Но нередки и случаи, когда компанию на взятку не провоцируют – отказ приходит из-за низкой компетенции сотрудников, а те объясняют это руководству необходимостью заплатить чиновнику. И несовершенство системы оценки госслужащих только усугубляет ситуацию.

Есть несколько причин, по которым возникают предпосылки к коррупции в отношениях бизнеса и государства. Одна из главных, с которой чаще всего сталкиваются предприниматели, – низкая компетентность сотрудников юридического департамента или бухгалтерии.

Собственники бизнеса часто сталкиваются с проблемой, когда их штатные юристы получают отказы при подаче процессуальных документов или документов на регистрационные действия. К большинству таких ситуаций приводит банальное отсутствие профессионализма и опыта в определенных вопросах. Не желая признаваться в собственной некомпетентности, юристы аргументируют руководству отказное решение органа необходимостью давать взятку. Собственники, не являясь специалистами в той или иной юридической тематике, часто верят, что действительно без коррупции не обойтись. На практике же бывают даже случаи, когда сотрудники вымогают деньги у собственника под видом коррупции. Эта проблема на самом деле имеет широкое распространение.

Чтобы решить ее, необходимо, чтобы собственники бизнеса критично относились к заявляемым компетенциям нанимаемых сотрудников – юристов и бухгалтеров. HR-менеджеру или самому предпринимателю объективно сложно оценить квалификацию нанимаемого юриста или бухгалтера. Это можно сделать, пригласив при подборе персонала специалистов, которые могли бы адекватно оценить уровень знаний и компетенции будущего сотрудника, а в дальнейшем организовывать систематическую проверку знаний персонала.

Вторая причина возникновения коррупционных отношений в секторе «бизнес – государство» кроется в несовершенстве законодательства. В законах нередко встречаются коррупционные факторы. Возникает возможность двойного трактования законодательства, произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. Нет четкого закрепления того, что все, что не запрещено законом, разрешено. Это приводит к тому, что во многих жизненных ситуациях возникает понятие «условно разрешено». Однозначного понимания, что можно, а что нельзя, нет в гражданском законодательстве. Это тоже способствует коррупции. Большинство обращений предпринимателей, касающихся наличия коррупционной составляющей, связано с этой проблемой.

Приведем кейс из реальной практики. На определенном отдалении от федеральной трассы находится продуктовый магазин, имеющий всю необходимую разрешительную документацию. Другой собственник планирует организовать строительство второго продуктового магазина. Все условия, касающиеся расположения магазина и прочих моментов, аналогичные. Однако собственник бизнеса получает отказ на строительство по причине отсутствия прямого съезда с трассы. Но пример другого магазина, уже существующего, показывает, что получить разрешение возможно. Это явно создает коррупционную направленность. Предприниматель осознает, что за разрешение строительства кто-то с кем-то договорился. Такие ситуации провоцируют предпринимателей искать незаконные пути решения проблем через договоренности с чиновниками на местах. Аргументированного объяснения, почему здесь можно, а здесь нельзя, никто предоставить не может.

Третья причина – несовершенство системы аттестации государственных чиновников при приеме на работу и продлении контрактов. Система оценки кадров, которые принимаются на государственную службу, должна быть жесткой. Есть действия, которые должны быть препятствием приема на госслужбу, – неправомерное использование той или иной информации, в частности передача третьим лицам, действия с коррупционными проявлениями. Тестирование должно проводиться не только сотрудником службы безопасности, но также сотрудником Федеральной службы безопасности, чтобы работать на предупреждение проблемы. Работники госслужбы должны четко расставлять приоритеты, что является важным.

Содействовать решению проблемы может введение системы преференций для лиц, у которых вымогают взятку государственные служащие, с целью разоблачить данных служащих. Например, установление 50%-ной скидки на предоставление государственной услуги лицу, сообщившему о вымогательстве взятки при обращении ранее по данной услуге.

Ужесточение законодательства в части противодействия коррупции сейчас крайне необходимо, чтобы максимально избавиться от данного «грибкового заболевания» общества. Наличие коррупции во взаимоотношениях государства и бизнеса существенно затрудняет ведение бизнеса добросовестными участниками экономических отношений.

Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел