123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж
Facebook Instagram Youtube

Вернуть к жизни: зачем развивают территорию «ЗИЛа» в Москве

23.09.2020

Проект преобразует городское пространство и создаст более тысячи рабочих мест
В начале сентября в Москве объявили о создании технопарка «ЗИЛ» возле Третьего транспортного кольца (ТТК). Проект обещает быть масштабным: он создаст более 1,1 тысячи рабочих мест, а в его реализацию инвестор вложит не менее 4 млрд рублей. Зачем в Москве взялись менять бывшие промзоны — в материале «Известий».

Вторая жизнь промзон
Новый «ЗИЛ» расположится на территории площадью четыре гектара возле ТТК в районе Автозаводской. Его планируют ввести в эксплуатацию в 2023 году. Проект позволит решить несколько задач: благоустройство территории, создание рабочих мест, стимулирование развитие промышленности города и ее работы по современным нормам и стандартам.
В основном это касается домов, вошедших в первый этап переселения
— Проект реновации промзоны «ЗИЛ” и создания технопарка- это новые рабочие места для города - более 1,1 тысячи, новый облик устаревших зданий, - и все это в рамках общей стратегии развития столицы и комплексного развития ее территорий, — сообщил на церемонии подписания соглашения заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Вскоре на территории, где сегодня расположены устаревшие и заброшенные корпуса завода им. И.А. Лихачева, разместятся производители современной микроэлектроники, автокомпонентов, разработчики информационных технологий в сфере безопасности и другие. Они создадут полноценную площадку по разработке и выпуску инновационной продукции.
Строительство нового «ЗИЛа» полностью укладывается в логику развития города, по которой мегаполис должен быть комфортным, современным и безопасным для жизни и работы. Эти требования предъявляются не только к бизнесу, но и к промышленным объектам.
Деловое сообщество столицы поддерживает реконструкцию промзон.
— Совершенно прекрасный проект «ЗИЛ»! К счастью, в Москве много таких территорий, которые все вместе делают наш город суперсовременной городской средой. Наверное, нет европейской столицы, где в таком масштабе и с таким вкусом джентрифицируются промзоны, — прокомментировал гендиректор Центра пищевых экструзионных технологий (ЦПЭТ) Денис Семыкин.
По словам руководителя исполкома московской «Деловой России» Евгения Базылева, проект «ЗИЛ» — отличный пример комплексного подхода к развитию территорий.
— Сразу бросается в глаза крайне удобная локализация, удобная логистика и транспортная доступность. Одна из главных проблем действующих парков с набором резидентов — как раз частая их удаленность от центра города и ключевых транспортных артерий. В случае с «ЗИЛом» такой проблемы очевидно, нет, следовательно востребованность площадки бизнесом будет на самом высоком уровне. Ориентация на высокотехнологичный сектор не повысит экологическую нагрузку на прилегающие жилые районы, а, значит, востребовано будет и жилье рядом с новым центром занятости столицы. Кроме того, подобные проекты серьезно помогут оживить экономику города после периода самоизоляции.
Согласна с этим и президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. Она отметила, что инновационный парк на территории бывшей промышленной зоны «ЗИЛ» — перспективный и успешный комплексный проект.
— На сегодняшний день всеми авторитетными градостроителями признано, что без создания рабочих мест при такой комплексной многофункциональной застройке обеспечить комфортную и качественную среду для жизни и работы невозможно. Тот факт, что на территории разместятся высокотехнологичные производства, говорит о правильности выбора направления кластера экономической деятельности. Во-первых, они безопасны в рамках соседства с жилыми массивами и для экологии города в целом, а во-вторых, создается передовая линия инновационного производственного развития.
По мнению гендиректора бизнес-центра и технопарка «Калибр» на Рижской Сергея Севостьянова, Москва сейчас уделяет большое внимание развитию территорий, делая их комплексными и универсальными.
— В районе бывшего автозавода «ЗИЛ» есть крупная жилая застройка, и тот факт, что рядом появится современный технопарк и будут созданы новые рабочие места, говорит о правильных шагах по снижению уровня маятниковой трудовой миграции. Это колоссальный труд по созданию комфортной городской среды и снижению нагрузки на транспорт и новый толчок развитию территории: район станет более живым и будет сильно отличаться от привычных спальных и рабочих.

Комплексное развитие
Тенденция превращать бывшие промзоны в уютные и благоустроенные территории — жилые комплексы, парки, торговые и промышленные центры — появилась по мере решения проблемы советского и постсоветского наследия. У Москвы всегда была мощная промышленная база, на ее территории находилось множество промзон, но после развала СССР большая часть пришла в упадок, превратилась в многокилометровые руины в разных районах города. К тому же комплексы строились по стандартам и правилам середины прошлого века.
Снести полуразрушенные здания ради парков и жилых массивов было бы неверно — невозможно вынести промышленность за пределы городского кольца. Это рабочие места, поступления в бюджет, инфраструктура и драйверы развития городской экономики.
В столице должна быть промышленность, но выглядеть и работать ей нужно не так, как в советскую эпоху. Многоцеховые заводы, колючие проволоки и заборы ушли в прошлое. Современные промышленные комплексы — это безопасное производство, новая эстетика и ухоженная территория.
Единственный действенный механизм вовлечения заброшенных территорий в экономический оборот, который используется не только в Москве, но и в других крупных городах мира, — комплексное развитие территорий.
— Проекты комплексного развития территорий позволяют дать новую жизнь невостребованным пространствам и создавать современную городскую среду, удобную для жизни и работы, — подчеркивает вице-мэр столицы Владимир Ефимов.
Первый в России договор о комплексном развитии промышленных территорий был подписан в Москве в июле 2020-го — на реновацию промзоны «Октябрьское поле». Вскоре на площади в шесть гектаров появятся два детских сада, школа, поликлиника и технопарк. Предполагаемый бюджетный эффект от проекта — около 1,8 млрд рублей, ожидается, что он создаст 500 рабочих мест.
При его разработке инвестор, компания «Стройэкспорт НП», тщательно изучила мировой опыт в области редевелопмента территорий, в частности, пример района Доклендс в Лондоне. Проект должен повысить качество жизни и жителей прилегающих районов, благодаря новой инфраструктуре и дополнительным возможностям для жизни и бизнеса. Первые результаты можно будет увидеть в следующем году.

Не только «ЗИЛ»
«ЗИЛом» и «Октябрьским полем» преображение городской среды не ограничивается. На очереди промзона «Автомоторная», где планируют построить жилой массив и производственные мощности. Этот проект даст москвичам около 18 тысяч рабочих мест.
Преобразуют и площади в Капотне и Коровино, где появятся новые промышленные объекты, бизнес-центры, торговые площади, кафе и рестораны. В Коровино общий объем потенциальных инвестиций составляет 15,7 млрд рублей, количество рабочих мест — до 13 тысяч.
Всего в Москве потенциально пригодны для развития посредством КРТ около 1,9 тысячи гектаров земли. Это примерно 500 тысяч новых рабочих мест. В их развитие намерены инвестировать около 7 трлн рублей.
Сергей Севастьянов отдельно отметил инициативу частного бизнеса по вложениям в такие крупные и долгие проекты, как промышленные предприятия и технопарки.
— Это означает, что инвесторы рассчитывают на долгосрочное развитие и готовы вкладывать средства в создание новой инфраструктуры и таких необходимых в проектах элементов, как, например, лаборатории и центры коллективного использования. Это принципиально новый формат интересного долгосрочного проекта, который доказывает правильность и востребованность той поддержки бизнеса, которую сегодня оказывает правительство Москвы.
Власти города активно привлекают инвесторов к реализации таких проектов и присваивают им специальный статус, что обеспечивает налоговые льготы и другие выгодные условия.
— Технопарку «ЗИЛ» присвоен статус инвестиционного приоритетного проекта. Это позволит компании на 26% уменьшить региональный налог на прибыль и обнулить ставку налога на имущество, а арендная плата за земельный участок составит всего 0,01% от кадастра. На сегодня статус инвестиционного приоритетного проекта в Москве, включая технопарк «ЗИЛ», присвоен уже 14 инвестпроектам, совокупный объем инвестиций — более 30 млрд рублей, – рассказал Владимир Ефимов.
Среди таких проектов — создание индустриального парка, пищевых производств, завода автозапчастей и другие.
Например, в Западном административном округе появится новое мясоперерабатывающее производство — компания «Элитгрупп Инвест» вложит 2 560 млн рублей в строительство комплекса площадью 22 500 кв. метров. Еще три инвестора в рамках приоритетных инвестпроектов преобразуют существующие производства или построят новые корпуса заводов: компания «Пиксел СТ» займется реконструкцией производственно-испытательного корпуса Московского прожекторного завода, «Альфа Автоматив Техноложиз» инвестирует 1,2 млрд рублей в строительство нового завода по выпуску штампованных деталей для автомобильного кузова, «ДСК1-Ростокино» за 2,6 млрд рублей модернизирует производство изделий из бетона, цемента и гипса. Все это не просто развитие промышленности и инвестиции, а прежде всего новые рабочие места для города.

Мировой опыт
Комплексная застройка и редевелопмент эффективно применяются и в других крупных городах мира, где целые городские районы выстраиваются вокруг больших промышленных комплексов, создавая комфортную среду для жизни и работы. Например, район концерна Siemens в немецком Мюнхене устроен так, что производственные мощности соседствуют с жилой средой, современными школами и детскими площадками.
Как пояснила директор отдела стратегического консалтинга CBRE Ольга Земцова, КРТ в Москве — один из ключевых драйверов развития города. По ее словам, в столице довольно много мест, которые используются неэффективно и заняты устаревшими или устаревающими объектами, уже не выполняющими свои первоначальные функции.
— При этом они находятся в структуре города и обеспечены транспортной и даже инженерной инфраструктурой. Их развитие затрудняется большим количеством правообладателей и отсутствием единой стратегии развития, которую практически невозможно сформировать, если ты не владеешь ситуацией в целом. И только в результате комплексного развития территорий может развлекать эффективная ткань города, которая соответствует современным запросам горожан и бизнеса.
Она добавила, что государственное регулирование имеет огромное значение для развития института комплексного развития.
— В Европе и США этот институт существует уже давно, в Штатах уже в 50-е годы прошлого века были приняты законы, которые регулировали комплексный редевелопмент территории, и это дало сильный толчок для развития таких проектов, а в Европе множество проектов, как Дефанс в Париже, Канари Ворф в Лондоне, Ливерпуль, есть целый ряд проектов в Германии. Поэтому в принципе мы уже можем смотреть на международный опыт и понимать, что только комплексные развитые проекты могут соответствовать самым высоким стандартам качества, — заключила Земцова
Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в FB Поделиться в Tw

Элемент 7837 не найден.

Вернуться к списку


Публикации по теме:
B2B раздел