16.03.2023
Юрист Хаминский: маркетплейсы столкнулись с болезнью роста
Деловая Россия: московское региональное отделение
https://deloros-msk.ru/publikatsii/yurist-khaminskiy-marketpleysy-stolknulis-s-boleznyu-rosta/
Почти неделю в информационном пространстве бушуют страсти, связанные с конфликтом между компанией Wildberries и сотрудниками пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Дело дошло до забастовок и созыва экстренных совещаний в Государственной думе. Правовую оценку этих событий дал юрист, член МРО «Деловая Россия» Александр Хаминский.
Конфликт, безусловно, имеет место, но слово «забастовка» к нему вряд ли применимо. Его участниками являются, с одной стороны, маркетплейс Wildberries, с другой стороны, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по выдаче посылок по договорам гражданско-правового характера. Получается, что люди, одетые в фирменную униформу, которых мы видим в пунктах выдачи и принимаем за работников Wildberries, на самом деле таковыми не являются.
Тогда в чем суть конфликта? Давайте разбираться. На сайте маркетплейса опубликованы условия сотрудничества с франчайзи и партнерами. Хочешь стать членом команды Wildberries – принимай условия оферты, подписывай договор присоединения, снимай помещение и начинай зарабатывать деньги. Именно так звучит рекламный призыв. При этом основная проблема заключается в том, что франчайзер, то есть Wildberries, может менять условия работы в одностороннем порядке. Так, в августе 2022 года маркетплейс ввел штраф для ПВЗ за возврат бракованного товара в размере 20% от его стоимости. В начале марта условия стали еще жестче: владелец ПВЗ обязан уплатить маркетплейсу штраф уже в размере 100% от стоимости возвращенного бракованного товара и те же 100% от стоимости возвращенного товара, который оказался подмененным на другой. Это вызвало бурю недовольства среди владельцев ПВЗ.
Насколько правомочны действия франчайзера? В рамках коммерческих правоотношений штраф может налагаться только за неисполнение договорных обязательств. Сам договор называется «Оферта об оказании услуг по доставке отправлений физическим лицам». Владельцы и сотрудники ПВЗ не являются ни изготовителями, ни поставщиками товара, находящегося в отправлениях. Следовательно, они не должны нести ответственность за его ненадлежащее качество. Получается, штрафы назначаются за то, что они не смогли уговорить покупателя не возвращать бракованный товар. Второе основание не менее абсурдно. Покупатель, получив от Wildberries оригинальный товар, может умышленно подменить его на подделку, принести ее в ПВЗ и оформить возврат. Обман вскроется только при осмотре подделки товароведом на региональном складе маркетплейса. Тем не менее владельца ПВЗ обяжут в полном объеме возместить стоимость оригинальной вещи. То есть покупатель совершает преступление в форме мошенничества, а финансовая ответственность возлагается на другое, невиновное лицо.
Подобные обстоятельства не могут расцениваться иначе, чем злоупотребление правом. К тому же у маркетплейса такого права изначально не могло быть по закону. Как минимум это может быть расценено как самоуправство.