123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12, подъезд 9, 28 этаж

Вступить в отделение

«Медиация – цивилизованный способ разрешения конфликтов»

28.06.2019

Медиация –  с точки зрения юриспруденции самый молодой институт в России.

В связи с этим, как сам термин «медиация», так и предоставляемые ею преимущества у нас в стране не всем знаком, особенно среди представителей бизнеса. Безусловно, незнание сдерживает ее развитие и предопределяет выбор при разрешении конфликтов в сторону традиционного обращения в суд, обрекая участников спора на длительные и выматывающие судебные баталии, отнимающие время и средства от реального бизнеса.

Давайте разберемся, что же это за механизм, какие условия его применения, какие преимущества он имеет и что это за человек, называющий себя – «медиатором».

В 2010 году на федеральном уровне были установлены условия реализации механизма медиации, принципы деятельности медиаторов и требования к ним – Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В самом названии закона кроется суть медиации, определенная как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника.

Суть процедуры заключается в создании условий для урегулирования конфликта сторонами самостоятельно. Обеспечение таких условий является основной задачей независимого посредника — медиатора. Медиация направлена не только на разрешение спора, но и на предупреждение дальнейших противоречий во взаимоотношениях сторон.

Медиация применима, как в отношениях между гражданами, так и организациями, категория спора между которыми позволяет его разрешение путем рассматриваемого примирительного механизма с участием посредника, иными словами «медиабельный спор». Например, если сторона не осознает или не контролирует свои действия или же в споре участвует несовершеннолетний ребенок, такой спор не может быть разрешен путем медиации. Соответственно, основное условие для проведения процедуры медиации – это объективное, намеренное, добровольное желание обеих сторон разрешить спор цивилизованно.

«Медиабельные» споры возникают из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений. Закон ограничивает возможность применения медиации только в случаях если споры затрагивают интересы третьих лиц, не участвующих в медиации, или публичные интересы.

В связи со вступлением в силу Закона о медиации были внесены соответствующие изменения в процессуальные кодексы РФ – гражданский и арбитражный, а также в ФЗ «О третейских судах». Так как медиация может проводиться не только до подачи иска в суд, но и в процессе его рассмотрения, судьями судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских предлагается сторонам воспользоваться процедурой медиации, особенно настоятельно, в тех случаях, когда очевидно, что разрешение спора возможно мирным путем. В результате реализации процедуры медиации судом утверждается медиативное соглашение – документ, отражающий результат урегулирования конфликта в качестве мирового.

Кроме того, именно на суды возлагается просветительская работа в сфере медиации: создание и размещение на стендах, сайте информационных материалов о процедуре, законе, открытие примирительных комнат. Такие комнаты в настоящее время существуют практически во всех судах, но, к сожалению, в связи с недостаточной популярностью медиации среди потенциальных «спорщиков», практика разрешения конфликтов с использованием этого механизма весьма скупа. Но даже в имеющейся немногочисленной практике следует отметить наличие только положительных эмоций участников спора от достигнутого результата.

Хотелось бы привести один из последних примеров разрешения конфликта между двумя крупными компаниями, длительное время находившимися в судебном споре об авторских правах на товарный знак. В случае доведения судебного разбирательства до завершения, скорее всего – одна из сторон была бы признана незаконно использующей объект спора – товарный знак и потерпела бы существенные убытки, а также понесла бы  репутационные риски. Вместе с тем, вследствие заключения мирового соглашения, со слов руководителей обеих сторон, они не имеют никаких претензий по отношению друг к другу и более того, достигнуто соглашение о дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве.

Кто же эти люди – медиаторы? Какими специальными знаниями они должны обладать? В первую очередь, это очень хорошие психологи. Обязательно ли они должны иметь юридическое образование? Нет! Согласно Закона о медиации – осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, длительностью не менее 120 часов. В настоящее время курсы подготовки медиаторов имеются во многих высших учебных заведениях, имеющих факультеты психолога. Следует отметить, курсы, проводимые на базе Торгово-промышленной палаты. По мнению, профессиональных медиаторов, на сегодняшний день – это самый качественный уровень образования в сфере медиации.

Центр правовой поддержки бизнеса Московской Деловой России, руководителем которого я являюсь, в настоящее время прорабатывает вопрос об открытии курсов подготовки медиаторов на нашей площадке с привлечением к обучению высокопрофессиональных коучей.

Почему было принято такой решение? Ответ простой – как показывает практика, в связи с резко увеличивающейся загрузкой судов решение дел в судах на протяжении многих месяцев или даже лет становится слишком затратной для бизнеса процедурой. К тому же все больше предпринимателей приходят к выводу, что победа в суде не гарантирует ничего, что исполнительный лист, полученный после многолетних судебных тяжб, в действительности является не окончанием, а только началом борьбы за реальное получение денег или имущества. Поэтому предприниматели начали задумываться о медиации, как о конфиденциальном и эффективном способе урегулирования конфликтов на основе прямых переговоров участников спора при содействии медиатора.

Считаю, что медиация должна активнее применяться бизнесменами как в спорных ситуациях, так и при медиационном сопровождении больших проектов со многими участниками и заинтересованными лицами.

Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в FB Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел