В рамках выставки «Дорога 2018» председатель комитета «Деловой России» по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и государственных компаний, член московского отделения Организации Сергей Фахретдинов принял участие в круглом столе «Заряд инноваций: цифровизация, ИТС». Внедрение современных телекоммуникационных технологий в целях повышения безопасности на автомобильных дорогах - одна из перспективных задач органов власти, которая будет способствовать развитию предпринимательства.
По данным Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ за 2017 год было совершено 169432 ДТП (снижение к 2016 году – 2,5%), в результате которых погибло 19088 чел. (снижение к 2016 году – 6%) и ранено 215374 чел. (снижение к 2016 году – 2,6%). Несмотря на общее снижение аварийности, количества погибших и пострадавших в ДТП, продолжает расти аварийность на лицензируемом пассажирском автотранспорте.
Так за 2017 год по вине водителей пассажирского транспорта произошло 5608 ДТП (рост к 2016 году – 5,9%), в которых погибло 324 чел. (рост к 2016 году – 26,1%) и 8693 чел. ранено (рост к 2016 году – 6,1%). Кроме того, ежегодно растёт количество аварий, произошедших из-за неисправности транспортных средств. В 2017 году их доля составила 3% от общего количества таких происшествий на пассажирском транспорте. Нельзя не отметить тот факт, что ДТП с участием пассажирского транспорта являются наиболее резонансными, и их рост нивелирует в восприятии общественности положительные тенденции снижения общей аварийности.
По словам Сергея Фахретдинова, усугубляет ситуацию с аварийностью проблема фиктивного прохождения многими водителями, занимающимися перевозками пассажиров и грузов, обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. На сегодняшний день более 21000 медицинских организаций имеют лицензии на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей. При этом подавляющее большинство из них работают фиктивно, ставя отметки о прохождении медицинского осмотра в путевые листы водителей на несколько дней вперед без фактического проведения осмотров. Наиболее остро эта проблема стоит в сфере таксомоторных перевозок.
«Профсоюзная организация таксистов признаёт, что в среднем по России каждая третья отметка в путевом листе о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителем такси получена фиктивно, а в крупнейших городах страны – две из трёх», - комментирует Фахретдинов. Статистика показывает, что у Госавтодорнадзора сегодня нет эффективного инструментария контроля за деятельностью организаций, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, и предотвращения их аварийности – проверки проводятся уже по факту произошедших ДТП, что не способствует снижению их количества.
Эффективным решением проблемы Сергей Фахретдинов называет замену традиционного бумажного путевого листа электронным с созданием действующей в онлайн-режиме единой автоматизированной системы информации о выдаваемых путевых листах, внесённых в них отметках о прохождении водителем предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, а транспортным средством – обязательного предрейсового технического осмотра. Вся вносимая информация должна заверяться цифровыми подписями соответствующих должностных лиц.
Использование данной технологии будет способствовать снижению аварийности при пассажирских и грузовых перевозках, позволив Госавтодорнадзору и ГИБДД в режиме реального времени выявлять с использованием дорожных камер видео-фиксации нарушений транспортные средства, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров без путевого листа, либо с нарушениями в его оформлении, в том числе связанными с прохождением обязательных медицинских осмотров и осмотров технического состояния транспортных средств. Практика снижения общей аварийности на дорогах, где применяются другие виды видеоконтроля нарушений (превышения скорости, перестроений через сплошную полосу, движения по обочинам дорог и т.д.), доказывает эффективность данного метода.
Вместе с тем, внедрение электронного путевого листа будет способствовать расширению практики применения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей, а также предрейсового технического контроля транспортных средств, что соответствует целям исполнения соответствующего поручения президента Российской Федерации (подпункт «л» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. №Пр-2165ГС). При том, что актуальность применения телемедицинских технологий в целях удалённого мониторинга и оценки состояния здоровья граждан ежегодно растёт. Особенно востребована данная технология в удаленных и труднодоступных местах.
Кроме того, интеграция автоматизированной системы электронных путевых листов с Федеральной налоговой службой и системами топливных карт АЗС значительно упростит компаниям, в том числе субъектам МСП, осуществляющим перевозки, контроль за расходом топлива и возврат НДС за его приобретение, что положительно скажется на ведении бизнеса в транспортной отрасли и будет способствовать повышению его инвестиционной привлекательности.