Деловая Россия: московское региональное отделение
Деловая Россия: московское региональное отделение
123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж

vk tg

Андрей Назаров подвёл итоги года в сфере защиты бизнеса

Андрей Назаров подвёл итоги года в сфере защиты бизнеса

Андрей Назаров подвёл итоги года в сфере защиты бизнеса
https://deloros-msk.ru/news/andrey-nazarov-podvyel-itogi-goda-v-sfere-zashchity-biznesa/ Андрей Назаров подвёл итоги года в сфере защиты бизнеса

12 декабря на конференции «Уголовно-правовая ответственность бизнеса – 2017» сопредседатель «Деловой России», общественный омбудсмен по защите предпринимателей от незаконного уголовного преследования Андрей Назаров подвёл итоги уходящего 2017 года с точки зрения защиты прав предпринимателей.

«Ежегодно по экономическим статьям в России возбуждается порядка 240 тыс. уголовных дел», – сообщил Андрей Назаров. Он уточнил, что в эту статистику входят все статьи 22-й главы Уголовного кодекса, а также статьи по мошенничеству, присвоению или растрате, причинению имущественного ущерба путём обмана или злоупотреблению доверием в сфере предпринимательской деятельности.

Андрей Назаров привёл данные, согласно которым за первые 6 месяцев 2017 года зарегистрировано 140 тыс. уголовных дел по данным статьям: «У нас есть все основания полагать, что мы выйдем на стабильный показатель в 240 тыс. уголовных дел, а по 159-й статье “Мошенничество”, на которую приходится 80% всех экономических дел, ожидаем рост до 200 тыс. и нового “рекорда”. За 6 месяцев 2017 года по 159 статье зарегистрировано больше 100 тыс. уголовных дел».

По мнению общественного омбудсмена, инициированный президентом в конце 2016 года закон об ужесточении наказания за незаконное уголовное преследование бизнеса задал тенденцию на либерализацию уголовного законодательства в 2017 году.

В качестве примера он привёл постановление пленума Верховного суда, который впервые за 10 лет обратил внимание на проблему «безграничности» ст. 159 УК РФ, а также законопроект этого судебного органа об изменениях в ст. 108 и 109 УПК РФ.  

С его принятием следователи больше не смогут ограничиваться дежурным набором фраз, подавая ходатайство о продлении меры пресечения. Их обяжут указывать, какие именно следственные действия планируется провести, и объяснять, что помешало сделать это раньше, а суды – критичнее относиться к таким ходатайствам.

«Пока сложно сказать, насколько эти поправки смогут изменить масштаб проблемы, но они точно расширяют возможности защитников спорить с обвинением относительно вопросов продления ареста», – пояснил Андрей Назаров.

Он также указал на значимость для бизнеса поручения президента о сокращении количества внеплановых проверок по установленной квоте до 30% от плановых: «С введением моратория на проведение плановых проверок у бизнеса появилась новая головная боль: резко выросло число внеплановых проверок. В 2016 году из 1,7 млн проверок только 500 тыс. были плановыми».

Назаров также напомнил, что в 2017 году заработали новые правила работы третейских судов, которые сократили их количество до четырёх. «Всего после ужесточения требований в России осталось не больше 50 некоммерческих организаций, готовых создать арбитражные учреждения в соответствии с законом», – подчеркнул он.

По его мнению, развитие арбитражей призвано вернуть утраченное доверие бизнеса и тем самым снизить нагрузку на государственную судебную систему: «В Европе, например, 80% всех дел решается посредством третейских судов».

Андрей Назаров также отметил, что с июля 2018 года в России суды присяжных начнут работать по новым правилам. «Их коллегии сократят до 6-8 человек. Парадоксально, но изначально данные изменения предусматривались, чтобы присяжные рассматривали дела в сфере экономики. Однако в перечень дел их компетенции в итоге ни один экономический состав не вошёл», – подчеркнул он.

В 2018 году бизнес-сообществу «предстоит побороться за включение экономических составов для присяжных», добавил делоросс. По его мнению, это поможет снизить статистику уголовных дел в отношении бизнеса: «Во-первых, практика работы присяжных вполне соответствует европейским показателям – порядка 10-15% оправдательных приговоров. Во-вторых, даже если суд присяжных будет только определять умысел – это уже значительно снизит и обвинительный уклон, сложившийся в правосудии, и нагрузку на суды», – пояснил он.

Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел