5 июня, в нулевой день ПМЭФ, прошла сессия «Цифровая торговля в России: ключевые проблемы, сдерживающие факторы, точки роста», модерировал которую президент АКИТ Артем Соколов. На сессии выступили член генсовета и московского отделения «Деловой России», председатель совета директоров Global Rus Trade Анна Нестерова, генеральный директор eApteka Антон Буздалин, старший вице-президент АО «Российский экспортный центр» Алексей Кожевников, директор по связям с государственными органами Ozon Group Сергей Кучушуев.
Стремительный рост и имеющийся потенциал сектора электронной коммерции притягивают к себе все большее внимание. В России в 2018 г., по данным АКИТ, рынок интернет-торговли увеличился на 59%. Встают вопросы существующих системных проблем, сдерживающих дальнейший рост, и необходимых мер по поддержке локальных игроков для увеличения экспорта российских компаний.
Анна Нестерова поделилась своим видением проблем и путей их решения. Являясь основателем площадки трансграничной электронной коммерции, Анна считает необходимым развивать национальную инфраструктуру и поддерживать российские электронные торговые площадки, которые помогают в первую очередь малым и средним компаниям выходить на внешние рынки.
Многие развивающиеся страны начинают активно поддерживать свои национальные площадки. Например, в Малайзии Национальное агентство ИКТ разработало схему поощрения субъектов МСП в сфере электронной коммерции. В соответствие с ней местные маркетплейсы могут получить премии на сумму до 50 тыс. долл.
Преимущества национальных маркетплейсов заключаются в том, что они продвигают в первую очередь российские компании, они лучше знают специфику российского экспорта, его сильные стороны. Часто на таких площадках оказывается информационная поддержка по вопросам размещения и торговли. Естественно, что на них обычно преобладают национальные товары и услуги, формируя образ российского производителя в целом. Большое количество качественных фото, подробное описание с основными характеристиками будут повышать интерес и доверие иностранных покупателей к российской продукции.
Каналы электронной коммерции для малого и среднего бизнеса – это реальная возможность развития. Однако далеко не у всех есть даже собственный сайт. Анна особо подчеркнула необходимость повышения цифровой грамотности у населения. От этого выиграют и компании, и маркетплейсы. А поддержка национальных электронных торговых площадок, занимающихся обучением производителей основам онлайн-торговли, поможет росту российского экспорта товаров и услуг в целом.
Фото: Фонд Росконгресс