В развитии Дальнего Востока государство сделало немало смелых шагов, которые принесли заметную отдачу, настала пора выстраивать в регионе кластеры – промышленные цепочки, связывающие десятки российских предприятий. Об этом на Восточном экономическом форуме заявил сопредседатель «Деловой России», член московского отделения Организации и бизнес-омбудсмен Борис Титов.
«На Дальнем Востоке реализовывалась достаточно рискованная, амбициозная, административно сложная экономическая политика, у которой было очень много противников, – напомнил Титов. – Но создание многочисленных ТОР и огромного свободного порта Владивосток как раз и привела к тому, что мы сегодня имеем впечатляющий результат по инвестициям».
«Конечно, были и есть проблемы, – признал делоросс. – Самая актуальная из них – это размещение таможенных пунктов на территории инвесторов. Многие из них заявляют, что стоимость размещения такого пункта примерно равна сумме всех остальных предоставляемых льгот. Поэтому таможенных пунктов немного, и без снижения стоимости больше их не станет».
Сопредседатель «Деловой России» посетовал, что за год, прошедший с предыдущего ВЭФ, не продвинулась идея создания специального кассационного суда для резидентов ТОРов, ТОСЭРов и СЭЗ, хотя независимая судебная инстанция принесла бы инвесторам больше уверенности в судьбе сделок.
«Как развивать Дальний Восток дальше? На мой взгляд, мы уже созрели для того, чтобы не просто предоставлять условия отдельным инвесторам, а переходить к формированию промышленных кластеров, – уверен Борис Титов. – Нефтехимия, глубокая переработка древесины, агрохимический кластер, объединяющий производство удобрений и сельское хозяйство. В этом случае государство ставит перед собой цель скоординировать инвесторов для решения конкретной бизнес-задачи».
Иногда надо помочь предприятиям найти друг друга, потому что «у бизнеса окно видения узкое, а у государства оно гораздо шире», считает Борис Титов.
«Это не значит, что государство само становится владельцем чего-то и занимается бизнесом. Оно только даёт идею и определённые гарантии сбыта, – уточнил сопредседатель “Деловой России”. – Такая политика реализовывалась в Европе в 80-90-е годы. Есть даже специальный термин – coopetition, то есть одновременно конкуренция и кооперация».