19 октября в Московском региональном отделении «Деловой России» прошли бизнес-консультации по маркетингу: «Что такое стресс-маркетинг и как на нем заработать?» Встречу провел Игорь Пылаев, сопредседатель Комитета индустрии кино и телевидения московского регионального отделения «Деловой России», автор книги «В объятиях маркетинга, или Когда клиент скупает всё!».
Стресс — отличный продавец, поскольку стрессовые ситуации регулярно переживают все – и производители товаров и услуг, и их потребители. «Стресс делает нас всех покладистыми. Мы бежим в магазин и в горе, и в радости. Так, словно хотим связать себя с очередной покупкой священными узами, как это бывает в загсе во время брачной церемонии, — пояснил Игорь Пылаев, — Тратимся и в надежде снять чрезмерную нагрузку, и, наоборот, в попытке избежать стрессовой ситуации. Чтобы не лопнуть от негаданного счастья и не сломаться от свалившихся проблем».
Стресс — реакция организма в ответ на все то, что выводит нас из равновесия. На бесконечные конфликты, терки, наезды, чрезмерные нагрузки, накрутки, когда требуют непосильного и невозможного, всего и сразу, когда желания не совпадают с возможностями, а все равно хочется.
Стресс-факторов, то есть раздражителей, — великое множество, и с каждым годом их количество неуклонно растет. Но каким бы ни был стресс-фактор, реакция на него всегда одинакова, потребитель реагирует предсказуемо. Он либо уклоняется от удара кнута, если нагнули и бьют. Либо хватает лакомый кусок, ведется на приманку, когда она есть. Или же в ужасе замирает на месте, как столб.
Стой, бей или беги прочь. Всегда выполняется какое-то одно действие из этих трех. Как будто люди запрограммированы реагировать по шаблону. Импульсивно. Бездумно. На автомате.
«Инстинкты сильнее разума. Нас спровоцировали — мы среагировали. Доказано, что две трети, а, возможно, и четыре пятых наших поступков — это результат работы автопилота, нашего подсознания, — сказал Игорь Пылаев, — Отсюда первое правило. Хотите от потребителя предсказуемого результата, очевидной реакции? Обращайтесь к его основным инстинктам, жизненно важным ценностям, которые не зависят от его социального положения, воспитания или образования».
В этой связи, стресс-маркетинг позволяет достаточно быстро и с минимальными затратами составить «портрет» целевой аудитории. Как правило, это дети, подростки, молодежь, мужчины, женщины и пожилые люди. У каждой из возрастных категорий — свой набор негативных факторов, которые работают как триггер, приводя, в итоге, к покупке.
В ходе бизнес-консультации её участники совместно разработали несколько таких «портретов» потребителей, применительно к своим видам деятельности, а также выбрали подходящие для их компаний варианты маркетинговых решений.