6 ноября в рамках XIV съезда «Деловой России» состоялась встреча делегатов съезда с генеральным директором-председателем правления АО «Корпорации МСП» Александром Браверманом. В дискуссии затронули одну из острых тем для бизнеса – государственно-частное партнёрство и участие МСП в инфраструктурных проектах.
Тема государственно-частного партнерства сегодня становится одной из приоритетных. На сегодняшний день ГЧП проекты, в частности, инфраструктурные проекты в России развиваются крайне медленно по причине плохого финансирования. Об этой проблеме говорил и Владимир Путин, в своем послании президента. Примеры строительства инфраструктурных объектов с использованием частных инвестиций можно привести лишь в автодорожной отрасли.
«Отдельно необходимо отметить ситуацию с развитием придорожного сервиса и привлечением к нему малого и среднего бизнеса, - отметил в своем выступлении Сергей Фахретдинов, руководитель комитата «Деловой России» по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний. - Сегодня придорожный сервис в основном сосредоточен в руках крупных компаний – владельцев сетей АЗС. Например, вокруг заправочной станции строится отель, магазин, кафе и пр. и все это принадлежит единому владельцу. В итоге проекты получаются дорогостоящими и закрытыми для участия малого и среднего бизнеса».
По словам Сергея Фахретдинова, решение этой проблемы есть – разработать и утвердить механизмы привлечения субъектов МСП к участию в подобных проектах. «Так мы способствуем развитию бизнеса и одновременно создаем развитию инфраструктуру. Среди таких механизмов: совершенствование законодательной базы, мотивация для региональных властей, и информационная кампания для бизнеса по просвещению об уже имеющихся инструментах и возможностях, например, «Бизнес-навигаторе»».
Чтобы добиться равномерности развития дорожного сервиса, независимо от того, через какие регионы проходит трасса, необходимо на уровне правительства РФ утвердить отнесение площадок для размещения объектов дорожного сервиса к элементам дороги. Это упростит внесение подобных площадок в проекты строительства и реконструкции дорог и последующую их передачу частным инвесторам в рамках ГЧП-проектов. Подобные узкие места в нормативной правовой и законодательной базе мешают и другим компаниям с государственным участием передавать свои неиспользуемые объекты инфраструктуры в ГЧП-проекты с малым и средним бизнесом. «Деловой России» и Корпорации МСП необходимо совместно выявить все подобные узкие места и добиться их устранения.
Еще одним волнующим предпринимателей вопросом является тема «добровольной сертификации продукции» госкомпаниями, фактически делающая невозможной конкуренцию малого и среднего бизнеса с крупными поставщиками в закупках крупнейших заказчиков. Глава Корпорации МСП Александр Браверман пояснил, что совсем отменять сертификацию нельзя, но стоимость прохождения процедур сертификации должна быть приемлемой для малого и среднего бизнеса. В идеале же, за получение необходимых документов должна платить сама госкомпания – заказчик услуг.
Корпорация МСП поддержала предложения комитета по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний. Привлекать в сферу реализации ГЧП-проектов развития объектов инфраструктуры, как малых, так и крупных, малый и средний бизнес «Деловая Россия» и Корпорация МСП теперь будут совместно.