Деловая Россия: московское региональное отделение
Деловая Россия: московское региональное отделение
123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж

vk tg

Сергей Гаевский прокомментировал законопроект, отменяющий запрет на деятельность «фирм-матрешек»

Сергей Гаевский прокомментировал законопроект, отменяющий запрет на деятельность «фирм-матрешек»

Сергей Гаевский прокомментировал законопроект, отменяющий запрет на деятельность «фирм-матрешек»
https://deloros-msk.ru/news/sergey-gaevskiy-prokommentiroval-zakonoproekt-otmenyayushchiy-zapret-na-deyatelnost-firm-matreshek/ Сергей Гаевский прокомментировал законопроект, отменяющий запрет на деятельность «фирм-матрешек»
Министерством юстиции Российской Федерации на публичное обсуждение вынесен проект поправок «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (относительно регулирования запрета хозяйственному обществу иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (ID 139984))».

А именно Минюст предложил отменить запрет АО и ООО иметь в качестве учредителя компанию, состоящую из одного лица.

Одним из ключевых нормативно-правовых актов, регулирующих общественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов, является постановление Правительства Российской Федерации. По общим правилам, срок общественного обсуждения проекта нормативного-правового акта определяется разработчиком и не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте проекта нормативного-правового акта.

- Постановлением предусмотрены и другие варианты определения срока рассмотрения проектов - как диспозитивные, так и императивные. Так, установлено, что общественный совет при инициаторе проекта рассмотрения вправе установить срок общественного обсуждения продолжительностью не менее 60 календарных дней, а общий срок обсуждения, например, федерального закона по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина должен составлять не менее 60 календарных дней, - говорит управляющий партнёр Адвокатского бюро «Гаевский и партнёры", член совета Сергей Гаевский.

В случае с рассматриваемым проектом Министерства юстиции продолжительность обсуждения составляет 15 рабочих дней. Проект вынесен на публичное обсуждение 12 июля 2023 года, соответственно, обсуждение проекта будет окончено 1 августа 2023 года. В этот период времени у каждого гражданина есть возможность оценить законопроект, внести свои замечания и предложения, на которые Министерство юстиции с срок, не превышающий 60 дней, разместит на своем сайте сводку поступивших предложений с указанием своей позиции. Также 12 июля была начата независимая антикоррупционная экспертиза, которая будет завершена 26 июля. После этого будет подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия проекта и он будет передан на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

- Запрет АО и ООО иметь в качестве учредителя компанию, состоящую из одного лица, был введен в 1990-годах. Целью такого запрета было предотвращение очевидных злоупотреблений со стороны головных компаний групп юридических лиц, уклонения их от юридической ответственности за действия подконтрольных юридических лиц. Такие корпоративные структуры в неформальном юридическом лексиконе получили название «Фирмы-матрешки», - объясняет Сергей Гаевский.

В последнее время все громче звучат голоса, говорящие о необходимости отмены данного запрета. В 2022 году от имени главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина было направлено письмо с таким предложением в Государственную Думу Российской Федерации. В том же 2022 году в ходе совещания по итогам реализации механизма «Трансформация делового климата» первый замминистра экономического развития Илья Торосов поддержал идею бизнеса об исключении запрета на создание фирм-матрешек. Чиновник уведомил, что эта инициатива войдет в дорожную карту трансформации делового климата на 2023 год.

- По моему мнению, данный проект поправок обусловлен двумя факторами. Во-первых, данный запрет действительно является архаичным. Как я отметил выше, запрет на создание фирм-матрешек был введен в 1990-х годах. В то время современное отечественное законодательство было слабо развито. Гражданское законодательство, а в особенности законодательство о банкротстве не содержало действенных правовых норм, устанавливающих ответственность контролирующих такие цепочки фирм лиц. Тогда эта мера оказалась действенной и положительно сказалась на деловом климате России и на стабилизации экономической обстановки. В то же время фирмы-матрешки являются действительно удобным механизмом структурирования бизнеса и благодаря изобретательности русского предпринимателя дожили до наших дней в виде различных корпоративных
конструкций. Например, для обхода запрета на создание фирм-матрешек предприниматель просто может ввести второго номинального участника, при этом каждый из таких владельцев компании может состоять из единственного участника. Этот способ широко применяется, несмотря на сопутствующие издержки. Сейчас же уровень развития законодательства и информационная открытость данных ЕГРЮЛ позволяют установить конечного бенефициара бизнеса независимо от структуры владения и привлечь его к ответственности. Во-вторых, отмена запрета на фирмы-матрешки поможет организациям, находящимся под угрозой санкций либо уже находящимся под санкционным давлением. Таким корпорациям зачастую для обхода санкций приходится создавать многочисленные дочерние компании, а действующий в настоящее время запрет лишает предпринимателя так называемого «оперативного простора», - пояснил московский делоросс.

Стоит отметить, что в действующем законодательстве есть исключения для государственных активов, считает Сергей Гаевский.

- Так, «внучки» оборонных концернов и государственных корпораций «Роскосмос» и «Ростех» уже сейчас могут на 100% принадлежать корпоративным структурам, которые находятся в полной собственности Российской Федерации. Многие считают это проявлением правовой дискриминации. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин писал: «Хозяйствующие субъекты, не связанные с Российской Федерацией, будут вынуждены в полной мере соблюдать установленный запрет, в том числе при структурировании бизнеса для целей обхода санкций, что вносит характер дискриминации по критерию формы собственности», - добавил эксперт.

Сергей Гаевский отметил, что в случае принятия поправок, предложенных Министерством юстиции, возврата к регулированию 30-летней давности не будет. В проекте поправок указано, что хозяйственные общества, состоящие из одного лица, несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйственных обществ, единственными участниками которых они являются или являлись на момент наступления срока исполнения обязательств (самая большая «матрешка» становится ответственной за все остальные).

Также проект содержит запрет прямого либо косвенного контроля иностранных юридических лиц в рамках цепочки юридических лиц, состоящих из одного лица (создание структуры будет доступно исключительно российским компаниям). Дополнительно к этому предлагается установить запрет совмещения одним лицом функций единоличного исполнительного органа в нескольких хозяйственных обществах в рамках цепочки юридических лиц, состоящих из одного лица.

- На мой взгляд, при совпадающем мнении представителей власти и бизнеса о необходимости отмены запрета на создание фирм-матрешек, а также при сложившейся экономической конъюнктуре данные поправки в случае отсутствия существенных замечаний к проекту со стороны государства и общественности будут оперативно приняты. Вызовы, стоящие перед нашей страной, толкают нас к активным созидательным действиям. Я оцениваю данный проект поправок положительно. Считаю, что при изменении действующего законодательства государство и бизнес в непростое время сделают еще один шаг навстречу друг к другу, что позитивно скажется на силе нашей экономики, - резюмировал Сергей Гаевский.



Фото из открытых источников
Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в Tw

Вернуться к списку


B2B раздел