13.07.2023
Изображение материала Хаос вместо защиты: Центробанк не сможет остановить телефонных мошенников
Деловая Россия: московское региональное отделение
https://deloros-msk.ru/publikatsii/izobrazhenie-materiala-khaos-vmesto-zashchity-tsentrobank-ne-smozhet-ostanovit-telefonnykh-moshennik/
Эксперт объясняет, насколько меры Центробанка РФ могут приостановить мошенничество с банковскими картами.
Правительство РФ и Центробанк предпринимают шаги по снижению ущерба граждан от действий телефонных мошенников, которые любыми путями стараются получить доступ к картам или счетам россиян. Ситуацию прокомментировал юрист, член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский:
«Во исполнение ранее выданного поручения президента Владимиру Путину представлены предложения правительства по выплатам компенсаций лицам, пострадавшим от действий мошенников. Суть нововведения заключается в следующем. ЦБ создает специальный реестр „О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента“. Банки, осуществляя переводы по заявкам граждан, всякий раз должны сравнивать реквизиты получателя с скомпроментированными счетами, занесенными в базу. Если банковский мониторинг сделает упущение и сомнительный платеж пройдет, кредитная организация будет обязана в полном объеме возместить убытки своему клиенту.
Если посмотреть на прилагаемый алгоритм внимательнее, можно заметить, что при одних и тех же обстоятельствах одни жертвы мошенников окажутся защищены, другие — полностью беззащитны. Известно, что злоумышленники, используя незаконно полученные персональные данные, постоянно меняют реквизиты банковских счетов, используемых для вывода средств доверчивых клиентов. То есть, если мошенники задействуют только что открытый счет, который не попал в реестр ЦБ, обманутый вкладчик компенсацию не получит. Такой подход носит явно дискриминационный характер и не может в одинаковой мере защитить участников взаимоотношений.
Второе предложение правительства и ЦБ заключается в возможности банков на 2 дня приостанавливать исполнение платежа, который им покажется подозрительным. Так как и здесь будет идти речь о материальной ответственности банков перед клиентами, можно предположить, что правила внутреннего контроля станут чрезмерно жесткими. Практически каждый перевод грозит оказаться отложенным. Такая ситуация несет угрозу всей электронной торговле. Возникнут неразрешимые проблемы при оплате билетов в театры, кино, а также на поезда и самолеты. Люди не смогут оплатить в два приема услуги сотовой связи, если их величина превысит 15 тыс. рублей. Замрут интернет-магазины и таксопарки. По сути, рухнет вся российская платежная система. Таким образом, правильная с виду идея может похоронить легальные переводы и люди перейдут в своих расчетах на наличные средства.
Но самое главное, эти меры никак не снизят количество реализованных попыток мошенничества. Статистика говорит о почти двукратном росте этих преступлений только за последние полгода. При этом в СМИ в рамках правового просвещения и правового информирования выступают большей частью юристы-эксперты, представители же ЦБ и правоохранительных органов молчат. Хотя законом именно на них возложено проведение профилактических мероприятий в данной сфере. И это несмотря на то, что в Центробанке имеется целая служба защиты прав потребителей финансовых услуг. И пока ЦБ и сотрудники правоохранительных органов не ступят на путь информационной борьбы с мошенниками, честные граждане будут продолжать страдать».