Безусловно, то, что Михаил Мишустин долгое время возглавлял Федеральную налоговую службу, накладывает серьезный отпечаток на соответствующую политику правительства. Он, как никто другой, разбирается в том, как устроены российские налоги, где есть потенциальные резервы для увеличения сборов, какую долю льгот можно безболезненно предоставить бизнесу.
Пожалуй, впервые в российской истории экономические реформы будут финансироваться за счет увеличения налоговой нагрузки на крупный бизнес. Малому и среднему предпринимательству за последний год были предоставлены беспрецедентные преференции. В частности, снижение соцвзносов до 15% и отмена НДС для ресторанной отрасли (а в проекте еще и для гостиничной отрасли). Пресловутые же 400 млрд рублей собираются брать с нефтяников, металлургов и наиболее богатых налогоплательщиков. Плюс планируют ввести давно ожидаемый акциз на сладкую газировку.
Полностью в этой логике и анонсированные новшества в системе социальных страховых взносов. Объявленная отмена соцвзносов для малого бизнеса – настоящий праздник для миллионов предпринимателей. Первичное недоумение, как государство собирается возмещать выпавшие доходы ПФР, развеялось. Буквально одновременно было объявлено, что Минфин собирается серьезно повысить планку заработных плат, с которых соцвзносы собираются в полном объеме.
Перед правительством России стоит нетривиальная задача. С одной стороны, нужно удержать курс на поддержку МСП налоговыми преференциями. С другой – выдержать лоббистское давление со стороны крупного бизнеса, получив с него дополнительные доходы для развития экономики, одновременно не перегибая палку, чтобы инвестиционная активность крупных компаний не снижалась, а сами они не начали выстраивать серые схемы.