Но, к сожалению, до сих пор мы констатируем тот факт, что не все компании имеют интернет-сайты. Почти половина, я даже скажу, наверное, процентов 60, не имеют перевода своего основного контента на этом сайте на английский язык, я уже не говорю про другие языки. И каким образом зарубежному партнеру найти тот или иной товар или услугу? Marketplace – тот агрегатор, который дает возможность контенту быть доступным для любого из потребителей. Но российский бизнес не использует его в полной мере.
Мы плавно подходим к вопросу подготовки кадров, нужных в новых реалиях. Минтруд, кстати, недавно опубликовал данные о том, что к 2040 году половина профессий исчезнут вовсе...
- Но на смену придут другие. Это важно. Нельзя сказать, что завтра водителей такси не станет. Они будут. Быть может, в другой форме. Быть может, будут только частично заняты. Но они никуда не исчезнут. Это больше, знаете, такая красивая байка: мол, придут машины и заменят людей. Никогда.
Я более того скажу, что у онлайна есть такая фраза, и она очень мне близка, – цифровая тишина. Это когда ты общаешься с машиной, с ресурсом и не понимаешь, кто за ним стоит. Вот здесь никогда человек не исчезнет, потому что для большинства людей является важным визуализировать компанию с конкретным лицом, возможность задать вопрос конкретному лицу. Да, есть чат-бот, но все-таки эта цифровая тишина отпугивает.
По поводу подготовки кадров – да, это приоритет. Сейчас мы видим много онлайн- и оффлайн-ресурсов, которые обучают и молодое поколение, и людей в возрасте 50+. Это важный пласт для нас – цифровизация. Но уповать в этом только на государство не стоит. Бизнес должен включаться, и IT-компании сейчас это делают довольно активно – проводят образовательные проекты. Это то самое государственно-частное партнерство, когда бизнес и IT-компании, понимая, что эти кадры им необходимы, сами вкладывают время и средства для того, чтобы эти кадры растить.
За прошлый год, по данным исследования FinExpertiza, в России закрылось в два раза больше бизнесов, чем открылось. Хотя, казалось бы, возможностей для развития сейчас предостаточно.
- Я видела другие данные о том, что среди молодого поколения предпринимательская деятельность набирает обороты. Появляется все больше стартапов в сфере цифровых технологий.
На мой взгляд, те мероприятия, крупные форумы, которые сейчас проходят, способствуют как раз популяризации предпринимательской деятельности. Да, в России есть свои нюансы. Но ни одна страна без этого не обходится.
Мы находимся на том этапе, когда бизнес действительно крепчает, когда бизнес узнает о новых возможностях. Сейчас появились невероятные возможности с точки зрения коворкинга: малый бизнес, находящийся в зачаточном состоянии, не имеющий пока средств, чтобы снять офис, может иметь рабочее место и начать вести свою деятельность.
При этом мы неоднократно сталкивались с тем, что бизнес не знает обо всех возможностях, что предлагает государство. И сегодня губернатор это отмечал. Но тот набор мер, который он озвучил для Тюменской области, их даже больше, чем меры поддержки, которые оказывают цифровым компаниям в Сингапуре или Малайзии. Просто об этом мало кто знает. И наша задача – донести до молодого поколения, какие меры есть и как ими воспользоваться, чтобы начать свой бизнес.