За последние несколько лет усилиями столичных властей в деле снижения административных барьеров строительная отрасль стала более прозрачной и ясной. Качественный скачок в упрощении и оптимизации документооборота стал возможен во многом благодаря внедрению электронного документооборота. Однако, по мнению застройщиков еще не все административные барьеры сняты и эту работу необходимо продолжить.
Работа по упрощению порядка оформления градостроительной документации ведется уже не один год. Особое внимание уделяется переводу необходимых процедур в электронный вид. В настоящее время весь цикл строительного процесса можно оформлять и отслеживать онлайн. Это существенно сокращает сроки самого строительства и облегчает взаимодействие с контролирующими органами. Перевод в электронный вид стал возможен после того, как все услуги были регламентированы, то есть были установлены правила игры, понятные всем застройщикам. Согласно последнему опросу Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ), подавляющее большинство застройщиков хорошо проинформированы о реформах в строительной отрасли и отслеживают изменения в правилах и порядках оформления всей разрешительной документации. Так, по итогам опросов, около 85% строительных компаний в курсе перевода основных услуг в строительной сфере Москвы в электронный вид. Причем, по словам руководителя ВЦИОМ Валерия Федорова, информированность руководителей строительных компаний и или их консультантов ежегодно растет – например в 2016 году только 56% опрошенных были осведомлены о работе московских властей по снижению административной нагрузки на строительные компании.
Оформление любой разрешительной документации, в том числе и в сфере строительства, всегда являлось больной темой для девелоперов и застройщиков. Еще двадцать лет назад застройщикам трудно было прогнозировать точные сроки оформления тех или иных документов, да и порядок их согласования был крайне запутан. На государственном уровне не было единых понятных регламентов. Прохождение всех инстанций могло затягиваться на годы, пронося инвесторам и девелоперам только убытки и головную боль. Скорое и успешное строительство было возможным благодаря "ручному режиму" и индивидуальным подходам к каждому проекту. К началу XXI века регламенты взаимоотношений бизнеса и власти стали совершенно непрозрачны и запутанны. По словам сопредседателя объединения "Деловая Россия" Андрея Назарова в те годы застройщикам иногда проще было отказаться от проекта, чем довести его реализацию до конца. "Только подготовка к строительству могла занимать от трех до пяти лет, а весь цикл возведения среднестатистического многоэтажного дома достигал порой в среднем восемь-десять лет и более. За это время мир менялся, экономика менялась, поэтому многие проекты оказывались убыточными, что кроме прочего обостряло и проблему обманутых дольщиков", - заявил А. Назаров.
По мере стабилизации ситуации в стране и улучшения общего экономического климата власти приступили и к наведению порядка в строительной сфере. Эта работа велась как на федеральном, так и на региональном уровне. В Москве, как одном из передовых регионов всей отрасли, к активной работе по регламентации административных процедур приступили в 2011 году. За прошедшие семь лет было сделано немало.