Все участники инвестиционного процесса — государство, заказчики, подрядчики и банки — заинтересованы в повышении качества, а также стандартизации, модернизации и цифровизации услуг в области технологического и ценового аудита (ТЦА) и банковского сопровождения. К таким выводам пришли участники обсуждения, организованного Экспертным советом при правительстве РФ и Национальным объединением технологических и ценовых аудиторов (НО ТЦА) при поддержке банковского сообщества. Мероприятие объединило представителей крупных банков, организаций, оказывающих услуги ТЦА как в отношении инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств, так и коммерческих инвестиционных проектов, а также представителей концессионеров, ГК «Автодор», Росморпорта, органов власти и юридических фирм.
Участники встречи обсудили современные тенденции на рынке банковского сопровождения и ТЦА, пилотный проект по банковскому сопровождению государственного контракта при использовании казначейского обеспечения обязательств, а также стандартизацию услуг ТЦА как в рамках банковского сопровождения, так и в качестве отдельно оказываемой услуги.
Представитель Газпромбанка Кирилл Грачёв рассказал о результатах пилотного проекта банковского сопровождения государственных контрактов с применением казначейского обеспечения обязательств. Представитель Сбербанка Михаил Ковалёв, в свою очередь, рассказал о видах банковского сопровождения, представленных в Сбербанке, в том числе с применением инструментов ТЦА. Он отметил, что в ближайшее время банк проводит конкурс среди экспертных организаций, работающих в области ТЦА, и пригласил принять в нём участие.
Представитель Промсвязьбанка Дмитрий Борисюк рассказал о потенциале стандартизации подходов при оказании услуг в области ТЦА и инструментах такой стандартизации. Одним из них может быть проект стандарта ТЦА, разработанный НО ТЦА.
Роль ТЦА и спрос на него (и различные виды анализа, осуществляемого в рамках ТЦА) растут со стороны банков, организаций, осуществляющих масштабные инвестиционные проекты, федеральных и региональных органов власти, но отсутствуют единые подходы к ТЦА , нет единого понятного и информативного образца отчёта, единой базы аудированных проектов и заключений по ним, разнятся требования к исполнителям ТЦА, констатировали участники обсуждения. Решение этих задач позволит сократить потерю времени и средств на анализ аналогичных проектов и не использовать неподтверждённые данные из разных источников, сделать инструмент ТЦА более эффективным.
Также президент НО ТЦА, член совета московской "Деловой России" Анна Лупашко и исполнительный директор объединения Елена Миловидова рассказали более подробно о проекте Стандарта проведения независимого ТЦА, который может быть использован в качестве лучшей практики при ТЦА инвестиционных проектов, и планах по проработке отраслевых аспектов аудита.
Независимый публичный ТЦА — это экспертная оценка экономических, технических и технологических характеристик инвестиционного проекта на разных этапах его жизненного цикла. Её проводит независимая экспертная организация для того, чтобы оценить необходимость осуществления проекта, оптимальность используемых решений и повысить его эффективность. С 1 января 2014 года ТЦА является обязательным для ряда крупных инвестиционных проектов с госучастием. Соответствующая нормативная база готовилась при участии Экспертного совета при правительстве, а результаты аудита проходят обсуждение на площадке Экспертного совета.
Эффективность технологического и ценового аудита уже была доказана при проведении ряда инвестиционных проектов. Например, после проведения ТЦА проектов РЖД было сэкономлено более 20 млрд рублей, электросетевого комплекса – более 30 миллиардов рублей.