15.03.2018
Неожиданное взаимопонимание: как ювелиры встретились с руководством отрасли
Деловая Россия: московское региональное отделение
https://deloros-msk.ru/govorit-moskva/neozhidannoe-vzaimoponimanie-kak-yuveliry-vstretilis-s-rukovodstvom-otrasli/
Председатель комитета «Деловой России» по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам, член московского отделения Организации Флун Гумеров:
В недавнем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин в очередной раз подчеркнул: «Чтобы экономика заработала в полную силу, нам нужно кардинально улучшить деловой климат, обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренции». Таким образом, государство не отказывается от глобального курса на либерализацию экономики. Да, есть поручения, а по ним есть новеллы ужесточения отраслевого законодательства. Да, последнее время государство обеспокоено тем, что не всегда бизнес идёт государству навстречу, чётко соблюдая установленные правила, организуя свой бизнес с учётом интересов государства. Но это не значит, что государство утратило веру в частное предпринимательство.
В этом я убедился на состоявшейся недавно встрече с директором департамента госрегулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Минфина России Александром Ахполовым.
Мы обсудили, в частности, одну из самых болезненных тем – ожидаемое разрешение всем ФОИВам отходить от норм 294-ФЗ в части интенсивности проведения плановых проверок. У ювелирной отрасли есть лишь одна специфика – драгоценные металлы, с которыми работают ювелиры, и свой основной контролирующий орган – Пробирная палата. Что мы предлагаем Минфину? Пусть исключение из норм 294-ФЗ и касается лишь пробирного надзора, а не всех контролёров вообще. Чтобы не было вопросов с соблюдением норм торговли, я предложил Минфину функции Роспотребнадзора присоединить к функциям пробирного надзора. Ведь именно в Пробирной палате есть специалисты по драгметаллам и драгкамням.
Было приятно узнать, что Минфин прекрасно осознаёт, что увеличение фискальной нагрузки на бизнес может привести не к росту, а как раз к падению доходов в бюджет из-за вероятного ухода отрасли в «тень». Глава профильного департамента согласился, что дополнительные доходы государству нужно искать за счёт использования новых технологий, обеспечивающих эффективный контроль за исполнением налоговой дисциплины, а не путём увеличения фискальной нагрузки на бизнес.
Находит понимание в министерстве и вопрос сохранения возможности использовать ювелирам упрощённую систему налогообложения. Это очень важно для отрасли! Такие новые технологии уже внедряются – это, прежде всего, отслеживание оборота ювелирных изделий с использованием маркировки QR-кодами. Минфин даже готов идти навстречу бизнесу и освободить от режима обязательного клеймения серебряные изделия массой до 100 г. Действительно, 100 г серебра стоят сегодня 3-4 тыс. руб., и никто не верит, что кто-то может купить серебряную посуду и побежать менять её на оружие или наркотики. Иначе по такой логике надо и пенсии прекратить выдавать, чтобы бабушки не могли купить наркотики…
Что даст отказ от такого клеймения? Серебряную посуду можно будет продавать в обычных, хозяйственных магазинах, магазинах «Подарки», а не только в ювелирных магазинах. То же касается и часов в серебряных корпусах. Ведь сегодня торговцы посудой и часами просто боятся связываться с драгоценными металлами, чтобы не попадать под контроль Росфинмониторинга.
Руководитель департамента Минфина также согласился обсудить снятие двойного коэффициента для госпошлин за опробование и клеймение изделий со вставками. Есть общее понимание того, что нельзя в разы поднимать штрафы за нарушение установленного порядка оборота драгоценных металлов и камней. Слишком легко оказаться при нашем законодательстве виноватым без умысла и из-за ошибки лишиться всего бизнеса сразу…
Много вопросов удалось обсудить по ювелирным камням, по сертификации ювелирных изделий. Моё мнение – должны работать рыночные инструменты. Если у покупателя появляется сомнение в качестве изделий и вставок, то ему нужно воспользоваться для решения вопроса сторонними услугами экспертов-геммологов. Со временем таких институтов при нормальном рынке появятся десятки, сотни… Они с удовольствием будут оказывать эту услугу и за деньги покупателя дадут ему документы, с которыми покупатель пойдёт в суд. А суд всё вернёт, причём с моральным ущербом и т.д.
Глава департамента поддерживает отмену ввозных пошлин на все виды ювелирных вставок. Что касается расширения перечня драгоценных камней полудрагоценными, то здесь есть аналогичное понимание вопроса: только пять камней (алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит) требуют большего внимания со стороны регулятора.
Получается, что наш регулятор, профильный департамент Минфина, – не инициатор нашумевших 18 законодательных новелл, а напротив, союзник ювелиров практически по всем позициям. И сейчас главное для общественных организаций отрасли – Гильдии ювелиров, гендиректор которой Эдуард Уткин также принял участие во встрече, профильного комитета «Деловой России» и других структур – аргументировать свои пожелания расчётами и выйти на новый уровень переговоров.
К сожалению, мы не успели обсудить вопрос возвращения акцизов на ювелирные изделия, на следующей встрече надо обязательно это сделать. Во-первых, акциз – это налог на сверхприбыль, а ювелирная отрасль от сверхприбыли сегодня очень далека… Во-вторых, администрировать акцизы крайне сложно. Не потому ли их введения хотят прежде всего те, кто рассчитывает оказаться в конкурентном плюсе благодаря наличию у них административного ресурса? Отрасль не выдержит такую фискальную нагрузку. Все меры её поддержки тогда окажутся бесполезными: не имеет смысла говорить о защите вкладов, если мы не обеспечили сохранение жизни самих вкладчиков. Надеюсь, наш Минфин этого не допустит. Мы делаем дело, и оно у нас общее.